Правоохранительная деятельность как функция правового государства

В настоящее время в России наряду с политическими и экономическими преобразованиями активно осуществляется процесс правовой реформы, конечная цель которой – построение демократического государства. В ст. 1 Конституции Российской Федерации провозглашено: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Провозглашение Российской Федерации демократическим государством означает прежде всего то, что единственным источником власти в России является народ, который эту власть сам и осуществляет как непосредственно, так и через выборные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Определение Российской Федерации в качестве правового государства подчёркивает то, что в организации и деятельности его превалируют, прежде всего, принципы права.

Задача формирования в нашей стране правового государства стала серьёзно обсуждаться только в конце 80-х гг., когда наметились перемены в общественном строе. Раньше теория правового государства отвергалась коммунистической идеологией как буржуазная, и пропагандировалась только социалистическая законность, понимаемая как неукоснительное соблюдение всеми гражданами и организациями властных государственных предписаний. Связывать теорию правового государства с буржуазной идеологией, по крайней мере, было бы наивно.

Принцип правления законов, а не людей, а именно в этом заключается сущность правового государства, был чётко сформулирован ещё Аристотелем. Более того, эта идея проскальзывала и в рассуждениях более древних философов, в частности, Гераклита, Сократа, Платона.

Важную роль в развитии теории правового государства сыграл Цицерон Марк Туллий. В своей работе «О государстве» он говорил: «…если люди не согласны уравнять имущество, если умы всех людей не могут быть одинаковы, то, во всяком случае, права граждан одного и того же государства должны быть одинаковыми. Да что такое государство, как не общий правопорядок».

Человеческая мысль на протяжении многих веков стремится разрешить эту фундаментальную проблему. Многие философы и юристы обращались к теории правового государства, развивая её, дополняя новыми положениями. С начала 90-х гг. наша юридическая наука стала развивать проблему нового правопонимания.

Характерными чертами правового государства являются:

I. Верховенство закона. При этом здесь верховенство закона должно пониматься не как приоритет нормативного акта, имеющего такое название, над другими государственными решениями, а как подчинение закону всех без исключения лиц и органов, в том числе и самого государства.

II. Приоритет общественных интересов над государственными интересами, общественный контроль за деятельностью госаппарата. Образно говоря, государство – слуга общества, а не его властелин. Одним из механизмов реализации этой характерной черты явилось создание федеральной Общественной палаты России и общественных палат в субъектах РФ.

III. Высшая ценность прав человека и их неотчуждаемость. В ст. 2 Конституции РФ провозглашено: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Конституция устанавливает реальную защиту прав и свобод граждан, так, в ч. 1 ст. 45 говорится: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется», т.е. с одной стороны, их защита гарантируется государством, с другой – каждому гражданину предоставляется право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом. О государственной защите прав и свобод граждан говорится, по существу, в ст. 7, 37 – 48, 52, 71, 72, 114 Конституции РФ. Самостоятельная защита прав и свобод даёт гражданину широкую возможность использовать в этих целях свои конституционные права и свободы, установленные ст. 31, 33, 35, 36, 47 – 54 Конституции России.

В Конституции РФ реализованы основные международные декларации, пакты и стандарты ООН: Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и др. Принят ряд федеральных законов, защищающих права человека и гражданина в России, например, ГК РФ, УК РФ, УПК РФ, УИК РФ, Семейный кодекс РФ, ФКЗ «О судебной системе РФ», ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», и др. нормативные правовые акты.

Следует иметь в виду, что в ч. 4. ст. 15 Конституции РФ прямо записано, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Таким образом, «признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Без такого всестороннего подхода невозможна реализация этих прав и свобод».

IV. Разделение властей. В ст. 10 Конституции РФ указано: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Целью такого разделения является обеспечение гражданских свобод и законности, создание гарантий от произвола.

V. Соблюдение законности как цель деятельности правоохранительных органов. Ещё в конце 80-х годов прошлого столетия ряд учёных-юристов указали на опасность прежних подходов к цели деятельности правоохранительных органов. Ими была высказана следующая мысль: «Если главной целью системы уголовного судопроизводства признать борьбу с преступностью, это неизбежно превращает весь правоохранительный механизм в сугубо репрессивный».

Соблюдение законности не только цель деятельности правоохранительных органов, но и одна из функций государства в целом. Поскольку охрана правопорядка, прав и свобод граждан – общая функция государства, о её реализации должны заботиться в принципе все государственные органы. В то же время, когда нарушение прав и свобод граждан другими лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных правовых норм об ответственности за преступления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановления нарушенных прав, эта обязанность возлагается на правоохранительные органы.

Анализ мировой практики показал, что роль правоохранительных органов и других государственных и общественных структур, непосредственно связанных с противодействием преступности и иными правонарушениями, гораздо более значительна, чем признавалось в прошлые годы.

Более того, совершенно ясно, что чем выше уровень деятельности правоохранительных органов, тем больше возможностей для предупреждения и пресечения преступлений, а также их раскрытия, тем больше у государства возможностей для защиты прав и свобод граждан, восстановления нарушенных прав. Чтобы понять критерии, которыми следовало бы руководствоваться при отнесении тех или иных государственных органов к числу правоохранительных, весьма важно уяснить признаки деятельности, получившей название правоохранительной деятельности.

Правоохранительная деятельность обладает рядом существенных признаков:

  • осуществляется не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия (к ним относятся меры государственного принуждения и взыскания, регламентированные законом);
  • применяемые в ходе её осуществления юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона или иного правового акта;
  • реализуется в установленном законом порядке, т.е. с соблюдением определённых процедур;
    её реализация возлагается на специально уполномоченные государственные органы.

Таким образом, правоохранительная деятельность – это такая государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами государства путём применения юридических мер воздействия, в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)