Правовое положение населения сословная организация общества

Основными сословиями средневекового общества были феодалы и зависимые крестьяне. Ограниченно сохранялось и рабство или близкое к нему зависимое правовое положение отдельных групп населения. Все же личная зависимость и неравноправие в средневековом обществе были менее резко выражены. Сословные различия постепенно стирались.

Правовое положение населения и сословную организацию средневекового общества можно достаточно полно охарактеризовать на примере Франции.

Крестьянство. Правовое положение крестьян различалось по степени их зависимости от феодалов. Во Франции имелись две основные группы зависимых крестьян – сервы и вилланы. Сервы по большей части прикреплялись к земле и находились в личной зависимости от феодала. Сеньор имел над ними практически полную власть, и жаловаться на него они не могли. Феодал мог продать сервов с землей и даже без нее (но обязательно всей семьей).

Имущество умершего серва его наследники могли получить лишь после уплаты сеньору специального выкупа. Право сеньора на получение такого выкупа называлось «правом мертвой руки». Сервы были ограничены в праве выступать свидетелями на суде, самостоятельно предъявлять иски. Вступать в брак они могли лишь с согласия господина и после уплаты особой брачной подати. Кроме повинностей, общих для всех крестьян (налоги, барщина), сервы вынуждены были терпеть дополнительные поборы. По правовому положению сервы, таким образом, почти не отличались от крепостных крестьян в России.

Вилланы находились в лучшем правовом положении. Лично свободные, они могли покинуть своего сеньора, свободно вступать в брак, на них не распространялось «право мертвой руки». Повинности вилланов были связаны с держанием земли от своего сеньора и в основном определялись сложившимися правовыми обычаями.

К тяготам многочисленных повинностей сервов и вилланов добавлялись различные виды «заповедных прав» феодалов – баналитеты – исключительное право охоты, рыбной ловли, право требовать, чтобы крестьяне за особую плату мололи зерно только на мельнице сеньора, давили виноград в его давильнях и т. п. Особенно унизительным было право первой брачной ночи. Пользуясь административной и судебной властью в своем владении, сеньор мог наказать крестьянина, подвергнуть его пытке и т. д. Слабым ограничением произвола феодала были неопределенные нормы обычного права и господствующая мораль, весьма невысоко расценивавшая личность и достоинство крестьянина.

В XIII–XIV вв. во Франции растет движение за освобождение сервов от личной зависимости. К XV в. значительная часть сервов стала свободной. При абсолютизме отношения серважа составляли уже исключение. Крестьяне, однако, по-прежнему несли многочисленные повинности в пользу сеньоров, церкви, государства. Более того, к старым повинностям добавились новые. Накануне буржуазной революции во Франции существовало до 7 тыс. различного рода поборов с крестьян. Балы, празднества и охоты в Версале почти не прекращались, а крестьяне находились на последней ступени нищеты и унижения. Современник писал о них: «Они голы, как черви; черны, как негры, и питаются пищей животных».

Особенность правового положения крестьян в Англии – наличие смягченных форм феодальной зависимости. Крестьяне здесь раньше, нежели сервы во Франции, становятся лично свободными людьми, но в период абсолютизма положение крестьянства ухудшается, что связано с процессом первоначального накопления капитала. Крестьян массами сгоняли с занимаемых ими земель, лишали средств к существованию. Резко выросли бродяжничество и преступность. Под предлогом борьбы с этими явлениями в XV–XVI вв. была издана серия жестоких законов, получивших название «кровавого законодательства».

В Германии в силу замедленности темпов экономического развития образование класса феодально зависимого крестьянства в течение длительного времени тормозилось наличием сильной сельской общины. Соответственно и освобождение крестьян в Германии от крепостной зависимости относится к сравнительно позднему времени.

Феодалы. Если правовое положение крестьян характеризовалось степенью их зависимости от сеньоров, то правовое положение феодалов закреплялось в сословной системе.

Во Франции сословная организация оформилась к XIV в. К этому времени имелись три сословия: дворянство, духовенство и так называемое третье сословие, куда входили горожане, а позднее и свободные крестьяне.

Первые два сословия были привилегированными и замкнутыми в правовом отношении. Освобожденные от производительного труда, дворянство и духовенство ведали общими делами: управляли трудом, занимали административные должности в государстве, посвящали себя науке и искусству. Они присваивают и закрепляют за собой все больше особых прав и привилегий.

При сравнительной слабости центральной власти и неразвитости связей между частями государства в руках богатых землевладельцев и знати оказывалось право осуществлять на своих землях или в переданных им в управление округах административную и судебную власть, самостоятельно облагать население налогами, иметь свои вооруженные отряды. Эти права привели к фактической независимости крупных феодалов от королевской власти. Существовал также принцип: «вассал моего вассала – не мой вассал».

Сословия феодалов делились на группы, образуя своеобразную иерархическую пирамиду. На вершине пирамиды находился король. В высшую группу феодалов входили пэры – герцоги, графы, епископы. Следующую группу составляли бароны, виконты, аббаты. Ниже стояли рыцари.

Феодалы различных рангов были связаны между собой вассальными отношениями. Отношения между сеньором и вассалом оформлялись особым договором и совершением торжественного и пышного обряда – оммажа: вассал становился на колени перед сеньором, приносил ему клятву верности и присягал в том на Евангелии. Сеньор в свою очередь вручал вассалу инвеституру – право на земельное владение и власть над населением, сопровождая этот факт передачей ему символа власти (копья или перчатки, а для духовных феодалов – посоха и кольца).

Вассал обязан был оказывать сеньору уважение и помощь, не мог вступать в союз с его врагами, обязывался являться ко двору своего господина, оказывать ему материальную поддержку (в частности, обеспечивать приданым его старшую дочь, давать определенную сумму при посвящении в рыцари старшего сына и для выкупа сеньора из плена), принимать сеньора в своих владениях, участвовать в его военных походах и суде.

В свою очередь, отношения вассалитета накладывали определенные обязательства и на сеньора. Он должен был обеспечивать беспристрастный суд, помогать вассалу, защищать его от нападений. В случае нарушения сеньором своих обязательств вассал мог разорвать отношения вассалитета. Разумеется, такие идиллические отношения между сеньором и вассалом существовали лишь как абстрактный принцип. На практике повинности и «уважение» определялись прежде всего реальной силой феодалов.

По мере укрепления центральной власти правовые связи между феодалами разных групп ослабевают и заменяются отношениями подданства королю. Принцип «вассал моего вассала – не мой вассал» перестает действовать. Прежние права феодалов на сбор налогов, на свой суд, вооруженные отряды и т. д. постепенно отменяются, а сами феодалы превращаются в служилое дворянство. За дворянами закрепляется преимущественное право на занятие государственных должностей, получение офицерских чинов. Они играют ведущую роль в управлении государством, занимают привилегированное положение в обществе, освобождаются от уплаты налогов. Распространенной становится система синекур, когда занятие той или иной должности и получение за это вознаграждения не связано с выполнением каких-либо реальных обязанностей. Так, во Франции накануне революции из 35 тыс. офицеров в армии находилось не более 9 тыс. Дворянские титулы покупает и буржуазия. Содержание титулованной знати стоило государству огромных средств. Вот почему во Франции двор короля прозвали «могилой нации».

Своеобразие развития права в Англии объясняет и особенности положения дворянства в этой стране.

Все группы феодалов здесь находились в прямой зависимости не только от своих сеньоров, но и от короля. Привилегии дворян не были столь велики (они не пользовались, например, как во Франции, правом не платить налоги), а сословная замкнутость не получила такого развития, как во Франции. Уже в XIII в. рыцарем мог стать каждый, приобретший земельный участок с доходом в 20 фунтов стерлингов в год. В период абсолютизма, как отмечалось, значительную прослойку английского дворянства составляли джентри (новое дворянство) – землевладельцы, использовавшие капиталистические методы ведения хозяйства.

В Германии, наоборот, сословные различия были более резко выражены. Там насчитывалось семь рангов феодалов. Рыцарь, получивший свое звание по наследству, мог и не иметь земельных владений, но он не должен был заниматься ремеслом, торговлей, земледелием. Если в Англии разорившийся дворянин мог поправить положение, женившись на купеческой дочке, то в Германии такое для дворянина было неприемлемо, он скорее предпочел бы идти грабить на большую дорогу. Княжеский абсолютизм в Германии привел к укреплению и расширению прав князей, превращению их фактически в абсолютных монархов.

Привилегированное положение в феодальном обществе занимало и сословие духовенства, эксплуатировавшее крестьян, живших на церковных землях. Кроме того, со всех крестьян церковь получала особую подать – «церковную десятину». Духовенство было свободно от уплаты большей части налогов государству, судилось своим судом. В период феодальной раздробленности высшее духовенство фактически не зависело от центральной власти. По мере централизации государства и благодаря Реформации права духовенства ограничиваются.

Основную массу третьего сословия поначалу составляли горожане. По мере того как города добиваются независимости от феодалов, горожане становятся лично свободными людьми. Даже крепостные крестьяне, поселявшиеся в городах, через год приобретали свободу («воздух города делает человека свободным»).

Однако горожане по сравнению с дворянством и духовенством находились в приниженном правовом положении. На них, в частности, возлагалась тяжесть налогового бремени. Дворяне и духовенство пренебрежительно относились к людям третьего сословия. Тем не менее французские короли, не сломив еще силу крупных феодалов, вынуждены были искать поддержки у городов. Наиболее богатые и знатные представители третьего сословия получали право заседать в Генеральных штатах, участвовать в решении финансовых вопросов. В период абсолютизма, когда Генеральные штаты уже не созывались, верхушка третьего сословия, используя силу денег, добилась для себя новых привилегий: получила право покупать и передавать по наследству государственные должности и дворянские титулы, превратилась в «дворянство мантии».

Существенное влияние на правовое положение горожан оказывали цеховая и гильдейская организации. Цехи и гильдии средневековой Европы возникли как своеобразные организационные формы разделения труда. Образование ремесленных цехов и купеческих гильдий преследовало цели организации взаимопомощи, ограждения данного вида промысла от конкуренции и т. д. В праве закрепляются привилегии на производство данного вида товаров только за членами определенных цехов. Например, в XIV в. во Франции был издан ордонанс, который установил, что «никто не может построить и оборудовать новую бойню в Париже, в его предместьях и местностях, прилежащих к ним, и не может выполнять ремесло мясника… за исключением мясников Большой бойни г. Парижа, а также мясников старинных боен, которые с самых древних времен существуют в Париже».

Цехи строго регламентировали все стороны производства и сбыта товаров – их количество и качество, технику производства, используемые материалы, стоимость товаров, число подмастерьев, учеников, продолжительность рабочего времени. Ученики и подмастерья подвергались жестокой эксплуатации мастеров. В цеховых уставах устанавливались тяжелые условия работы, непомерно продолжительный срок ученичества. Первоначально подмастерье еще мог надеяться стать членом цеха – нужно было выполнить образцовую работу и устроить щедрое угощение. Позже звание мастера, как правило, стало наследственным. Зачастую подмастерье мог стать мастером лишь женившись на дочери мастера.

Цехи и гильдии были во многом также общественными, политическими, религиозными и даже военными организациями. Со своими знаменами они участвовали в религиозных празднествах, в качестве особых боевых единиц выступали на войне и в караульной службе. Естественно, что организация управления в цехах приобрела весьма развитые формы. Так, цех имел правовой документ (статус, устав), которым определялась его внутренняя организация, права и обязанности членов. Повседневное управление им осуществлялось избираемым магистром. Важнейшие дела решали общие собрания членов цеха. Были свой суд, особые должностные лица, наблюдавшие за соблюдением установленных правил.

Упорядочивая производство и торговлю, цеховые уставы первоначально способствовали их развитию в городах, повышали силу городов в борьбе с феодалами. В дальнейшем мелочная регламентация и уравнительные начала производства и сбыта товаров стали тормозом развития производства и торговли.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)