Правовое регулирование рекламы

Реклама — информация, которая распространена любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст.3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»).

Заметим, что правовое регулирование рекламы осуществляется в целях:
– защиты от недобросовестной конкуренции в области рекламы;
– предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение;
– предотвращения рекламы, способной нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали. В ФЗ «О рекламе» закреплены основные условия рекламы:
– реклама должна быть правомерной;
– реклама не должна наносить вред нравственному здоровью общества, порождать агрессию и насилие, пропагандировать войну или национальную рознь;
– реклама не должна призывать к нарушению экологических норм;
– реклама должна быть непосредственно распознаваема, т. е. понятна без применения каких-то особых знаний или технических средств;
– реклама должна вестись преимущественно на русском языке или языке народа, проживающего в РФ;
– реклама товаров, подлежащих сертификации, должна быть сопровождена пометкой «подлежит обязательной сертификации».

Федеральный закон «О рекламе» распространяется на (ст. 2 ФЗ «О рекламе»):
– политическую рекламу;
– информацию, раскрытие либо распространение или доведение до потребителя которой считается обязательным в соответствии с федеральным законом;
– справочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие в качестве существенной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
– сообщения органов государственной власти, органов местного самоуправления, муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;
– вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
– объявления физических лиц и юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
– информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;
– любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;
– упоминание о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера. В рекламе товаров при дистанционном способе их продаже должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, главный государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 8 ФЗ «О рекламе»). В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых считается приобретение определенного товара, должны быть указаны:
– сроки проведения такого мероприятия;
– источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения (ст. 9 ФЗ «О рекламе»).

Кроме того, саморегулируемой организацией в области рекламы признается объединение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц, созданное в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства в целях представительства и защиты интересов своих членов, выработки требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечения контроля за их выполнением (ст. 31 ФЗ «О рекламе»). В соответствии со ст. 32 ФЗ «О рекламе» эти организации имеют право:
– представлять законные интересы своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;
– участвовать в рассмотрении антимонопольным органом дел;
– обжаловать в арбитражный суд нормативные правовые акты;
– принимать в отношении своих членов меры ответственности, в том числе исключение из членов саморегулируемой организации;
– разрабатывать, устанавливать и опубликовывать обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации правила профессиональной деятельности в области рекламы;
– осуществлять контроль за профессиональной деятельностью членов организации в части соблюдения требований законодательства и профессиональной этики;
– рассматривать жалобы на действия членов организации;
– разрабатывать и устанавливать требования, предъявляемые к лицам, желающим вступить в саморегулируемую организацию;
– осуществлять сбор, обработку и хранение информации о деятельности своих членов;
– осуществлять ведение реестра лиц, являющихся членами саморегулируемой организации.

Следует отметить, что антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе, в том числе:
– предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства РФ о рекламе;
– возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Антимонопольный орган вправе также:
– выдавать обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе;
– предъявлять в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства;
– предъявлять в суд или арбитражный суд иски о публичном опровержении недостоверной рекламы;
– обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными полностью или в части противоречащих законодательству о рекламе нормативных и ненормативных правовых актов;
– применять меры ответственности;
– обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции.

Решения, предписания антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение 3 месяцев со дня вынесения решения, предписания.
Кроме того, нарушение физическими или юридическими лицами законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)