Правовое регулирование ценообразования и виды цен

1. Правовое регулирование ценообразования
2. Виды цен

1. Правовое регулирование ценообразования
Цена — одна из ключевых характеристик товара. Цена — количество денег, которое покупатель платит, а продавец получает за единицу товара. Прежде всего, цена — это денежная сумма, которую покупатель согласен заплатить за товар. Но в данном случае это цена покупателя или цена спроса. Спрос — это товары, которые покупатели готовы купить при определенном уровне цен на них. Для продавца цена — количество денежных единиц, за которое он согласен продать тот же товар. И это цена продавца, т. е. цена предложения. Заметим, что предложение — это товары, которые продавец считает для себя выгодным предложить на рынке при определенном уровне цен на них. Таким образом, цена товара — это результат согласования цены продавца и цены покупателя. Цена — историческая категория, возникшая в процессе обмена товарами.
Существует так называемый затратный способ установления цены на товар. Он формирует цену товара с позиций производителя и продавца. Этот способ строится с учетом того обстоятельства, что производитель и продавец, реализуя товар по определенной цене, должны не только возмещать издержки, но и получать дополнительный доход в роде прибыли. Соответственно, формула цены, определяемой на основе затратного подхода, имеет вид:
Ц = С + Пр
где Ц — цена товара;
С — себестоимость товара (издержки производства);
Пр — прибыль, получаемая производителем (продавцом).
Для определения цены товара можно использовать уравнение Ирвинга Фишера:
М ґ О = Т ґ Ц
Следовательно:
Ц = М ґ О / Т
Ц — цена единицы товара;
М — масса денег в обращении;
О — скорость обращения, т. е. количество оборотов, которое
совершает за год денежная единица;
Т — количество проданного и купленного товара.
Свободное ценообразование считается одной из характеристик рынка, но государство оставляет за собой механизмы регулирования цен на товары:
– установление налогов, акцизов, пошлин;
– установление цены на товары естественных монополий (транспортировка нефти и газа, электросвязь, услуги порта, почты, теплосетей и т. д.);
– установление предельной надбавки на лекарства определенного перечня;
– государственные товарные интервенции. Государство из своих резервов либо продает, либо производит закупки по определенной цене на определенные товары;
– налоговый контроль за определенными сделками. Заметим, что проверяют цену товара при заключении бартерных сделок, при сделках среди взаимозависимых лиц, при отклонении цены товара более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, которые применяются налогоплательщиками по однородным товарам в рубежах непродолжительного периода времени, при заключении внешнеторговых сделок.

2. Виды цен
Цены можно классифицировать:
– по предназначению товара:
– оптовые;
– розничные;
– по способу образования:
– договорная;
– свободная.
Оптовая цена — цена продажи изготовителем оптовым покупателям. Она складывается из себестоимости и прибыли, а также возможных скидок и наценок в пользу сбытовой организации.
Розничная цена — цена, по которой товар продается населению в розницу. Она складывается из оптовой цены товара и наценки розничных продавцов. Заметим, что договорная цена устанавливается соглашением сторон. Изменение цены после заключения договора возможно в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. Если в возмездном договоре цена не установлена и не может быть определена исходя из условий договора, то исполнение договора должно обеспечиваться ценой, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Свободная цена устанавливается продавцом с учетом конъюнктуры спроса и предложения на рынке идентичных товаров.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)