Пробелы при рассмотрении гражданских дел

Определение момента начала течения срока на апелляционное обжалование в соответствии с действующим правовым регулированием может столкнуться с теми же сложностями, что существовали при подаче апелляционных и кассационных жалоб в соответствии с предыдущей редакцией ГПК РФ. Закон (ст. 214 ГПК РФ) не предусматривает высылку лицам, участвовавшим в деле и присутствовавшим в судебном заседании, копии судебного решения. Не установлена законом и обязанность суда, принявшего решение, указывать в его тексте дату изготовления решения в полном объеме. При отсутствии опубликованного решения на официальном сайте суда, принявшего обжалуемое решение, лица, участвующие в деле, могут испытывать трудности с получением решения в полном объеме, а соответственно, и с определением точного периода для подачи апелляционной жалобы. Для предотвращения пропуска срока лица, участвующие в деле, использовали практику подачи “кратких” апелляционных и кассационных жалоб сразу после оглашения резолютивной части решения, не содержащих подробных мотивов его обжалования.

Суды, как правило, оставляли такие жалобы без движения до устранения недостатков жалобы, т.е. до представления мотивированной жалобы. Можно предположить, что до разрешения указанных проблем с получением лицами, участвующими в деле, полных текстов судебных решений такая практика будет сохраняться. Недостатки информирования лиц, участвующих в деле, о вынесении решения суда в окончательной форме имеют своим последствием неоднородную судебную практику определения соблюдения лицом, подавшим жалобу, срока на ее подачу. На практике в качестве одного из способов преодоления указанной проблемы используется восстановление срока на обжалование, пропущенного в связи с отсутствием у апеллянта своевременной информации о принятии решения в окончательной форме. Возможность восстановления процессуальных сроков, пропущенных по причинам, признанным судом уважительными, устанавливается ст. 112 ГПК РФ; при этом ограничения по временному периоду, в течение которого заинтересованное лицо может обратиться с ходатайством о восстановлении срока, законом не предусматриваются.

В качестве уважительных причин, которые могут оправдать пропуск заинтересованным лицом срока на подачу апелляционных жалобы, представления, в судебной практике рассматриваются различные обстоятельства, препятствующие своевременному ознакомлению с мотивированным решением суда (непредвиденные события, болезнь, командировка, необоснованный отказ работников суда в ознакомлении с вынесенным решением либо с материалами гражданского дела и т.п.), несвоевременная высылка лицам, участвующим в деле, но не присутствующим всудебномзаседании, копии решения суда в порядке ст. 214 ГПК РФ, задержка рассмотрения замечаний на протокол судебного заседания, а также случаи, когда несоблюдение судом установленного ст. 199 ГПК РФ срока, на который может быть отложено составление мотивированного решения, привело к невозможности подачи мотивированных жалобы и представления в установленный для этого срок (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. № 12).Однако очевидно, что в данном случае такой вариант решения указанной проблемы является половинчатым, так как ставит лиц, обращающихся с апелляционными жалобой, представлением, в зависимость от решения судьи о восстановлении срока на обжалование – при том, что фактически этот срок пропущен лицом без его вины.

Поэтому на современном этапе одной из первоочередных задач судебной системы становится опубликование всех судебных решений сразу же после их принятия в окончательной форме. Создаваемая в настоящее время информационная интернет-база решений всех судов общей юрисдикции пока не заработала в полную силу. С завершением информатизации системы судов общей юрисдикции получение информации о принятии судом решения в окончательной форме должно существенно упроститься, а следовательно, во многом будут устранены проблемы, перечисленные выше.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)