Проблема обучения и развития

1. Движение истории
2. Проблема обучения и развития

 

ЕСЛИ бы нашу планету вдруг постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие дети, то хотя человеческий род и не прекратил бы своего существования, но история человечества неизбежно была бы прервана.

Сокровища культуры продолжали бы физически существовать, но их некому было бы раскрыть для новых поколений. Машины бездействовали бы, книги остались бы непрочи­танными, художественные произведения утратили бы свою эстетиче­скую ценность и привлекательность. История человечества должна была бы начаться вновь.


Движение истории, как и психическое развитие конкретного ребен­ка, невозможно без активной передачи новым поколениям достижений человеческой культуры. Причем сами эти достижения в их физической форме мертвы и беспомощны.

Они могут быть переданы новым поко­лениям только через посредничество живых людей, уже впитавших в себя дух культуры и способных раскрыть его для ребенка. Посредни­ками между ребенком и идеальными формами культуры являются взрослые.

Процесс этого посредничества в широком смысле и является процессом обучения. Далеко не всегда этот процесс осуществляется организованно и целенаправленно. Очень часто обучение происходит стихийно: ребенок учится играть, говорить, рассуждать или слушать музыку, вовсе не подозревая, что он учится.

Но во всех случаях он не просто действует с предметами или воспринимает сенсорные стимулы, но с помощью взрослого открывает для себя их человеческий смысл и тем самым приобщается к человеческому способу жизни. Д. Б. Эльконин определял обучение как процесс взаимодействия ребенка с идеаль­ной формой, опосредованный взрослым (1989, с. 37).

В этом определении схвачено самое главное:

 

Определение
Обучение — это не формирование навыков и не передача информации, а взаимодействие ребенка с культурным смыслом и значением, которые существуют в идеальной форме.

 


Проблема обучения и развития всегда была одной из центральных для детской психологии, но решалась она по-разному, в зависимости от исходных представлений о сущности детского развития. Существует три основных подхода к решению этой проблемы.

Первый из них принадлежит Ж. Пиаже. Как мы уже знаем, он понимал психическое развитие прежде всего как развитие интеллекта, которое осуществляется в результате созревания когнитивных струк­тур, как переход от одной стадии к другой.

 

Если интеллект ребенка недостаточно развит, с этим ничего поделать нельзя, и обучать его мож­но, только опираясь на тот уровень, которого он уже достиг. Поэтому обучение может быть эффективным только тогда, когда оно следует за развитием, несколько отставая от него.

 

Второй подход реализуется в бихевиоризме, где процессы обуче­ния и развития практически отождествляются. Поскольку в этом на­правлении развитие ребенка сводится к приобретению и накоплению навыков, а обучение и есть процесс приобретения навыков, то эти два процесса идут параллельно.

Третий подход к решению этой проблемы связан с именем Л. С. Вы­ готского. Согласно его представлениям, обучение не должно приспосаб­ливаться к развитию и «плестись у него в хвосте». Конечно, обучение должно учитывать достигнутый уровень развития, но не для того, что­ бы на нем останавливаться, а для того, чтобы вести это развитие даль­ше, чтобы понять, каким должен быть следующий шаг. Поэтому обуче­ние должно идти впереди развития, опережать его и вести за собой.

Внутреннюю связь обучения и развития и ведущую роль обучения Л. С. Выготский отразил в понятии «зона ближайшего развития».

Мы уже говорили о том, что, овладевая каким-либо новым действи­ем, ребенок сначала выполняет его вместе со взрослым и с его помощью, а потом уже самостоятельно. Разница между тем, что ребенок может вместе со взрослым (при его показе, руководстве, указаниях и пр.), и тем, что доступно ему в самостоятельной деятельности, и образует зону его ближайшего развития.

Это понятие имеет огромное значение при ди­ агностике уровня развития ребенка. При выявлении этого уровня нель­зя ограничиться определением того, что ребенок может в данный мо­мент. Необходимо выяснить то, что находится в зоне его ближайшего развития, то есть то, что он может вместе со взрослым.

 

Поскольку то, что ребенок сегодня делает с помощью взрослого, завтра он будет де­лать самостоятельно. Величина зоны ближайшего развития — важный показатель обучаемости ребенка, того «запаса развития», который он имеет в настоящее время.

 

Только такое обучение можно считать хорошим, которое создает зону ближайшего развития и тем самым идет впереди него. Каждый новый шаг в обучении использует зону ближайшего развития ребенка и одновременно создает новую, которая становится предпосылкой для дальнейшего обучения.

Через хорошо поставленное развивающее обу­чение можно сформировать более полное и расчлененное восприятие, новые умственные действия детей, создать художественные способно­сти и пр. Многочисленные психолого-педагогические исследования и экспериментальное обучение дошкольников по новым программам доказывают поистине огромное влияние обучения на психическое раз­витие детей. Но это совсем не означает, что ребенка можно учить чему угодно и когда угодно, не считаясь с его возрастом и его интересами.

И далеко не всякое обучение способно вести за собой развитие, так как между обучением и развитием стоит собственная деятельность ребенка.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)