Процесс принятия административных актов

1. Подготовка решения

Первая стадия процесса принятия административных актов – это подготовка решения (об утверждении, направлении, исполнении, выделении, и т.д.)

Этапы первой стадии:

  • правовая инициатива. Акт принимается, когда есть юридические и фактические основания. Основанием для принятия или отмены акта может быть инициатива субъекта исполнительной власти, поручение вышестоящего органа, обращение организации, заявление гражданина, иные;
  • анализ ситуации и вариантов правового воздействия. Во время анализа выясняются фактическое положение дел и возможные варианты решения возникающих вопросов;
  • подготовка проекта. Разработка проекта возлагается на должностное лицо, орган, структурное подразделение, которым необходимо решение конкретного вопроса или выработка нормативного положения на определенный срок. Проект акта подлежит обсуждению, согласованию и считается согласованным при наличии виз руководителей органов исполнительной власти.

2. Принятие решения

Вторая стадия процесса принятия административных актов – принятие решения – предусматривает:

  • возможность обсуждения и обязательное голосование в коллегиальных органах. В некоторых случаях, решения принимаются путем опроса. Но большинство правовых актов принимается единолично;
  • внесение изменений в проект. Проект может быть признан непригодным, это подразумевает разработку нового, учитывая замечания и требования, которые были выдвинуты в процессе обсуждения и согласования;
  • оформление решения. Оформление решения заключается в окончательном редактировании, подписании административного акта, присвоении порядкового номера и т.п.

3. Государственная регистрация

Ведомственные нормативные акты, которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан или носят межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Цель государственной регистрации – проверить правовой акт с точки зрения соответствия закону.

Разъяснения о применении Положения о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов, утвержденные письмом Министерства юстиции РФ от 3.06.1993 года № 08-09307, содержат специальные требования, которые предъявляются к актам в соответствии с ними направлению на государственную регистрацию подлежат:

  • только акты, содержащие правовые нормы, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. При этом нормы могут быть постоянно действующими (установленными без ограничения срока); временными (содержащими указание на действие в течение обозначенного временными рамками периода либо на действие до наступления определенного условия); принятыми в порядке эксперимента (если не указан срок их действия);
  • акты всех видов (инструкции, указания, положения, приказы, разъяснения, постановления и т.д.), если в них имеются нормы, затрагивающие гражданские, политические, социально-экономические, культурные и иные права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции РФ и иных федеральных законодательных актах, а также устанавливающие вновь либо изменяющие, дополняющие или отменяющие организационно-правовой механизм реализации этих прав, свобод и законных интересов, действующий на момент представления акта на регистрацию;
    Акты всех видов (инструкции, указания, положения, приказы, разъяснения, постановления и т.д.), которые носят межведомственный характер, то есть являются обязательными для других министерств и ведомств, других органов управления, а также для учреждений, организаций, предприятий не входящих в систему министерства, ведомства, утвердившего акт;
  • акты, принятые после 14.05.1992 года;
  • акты, дополняющие, изменяющие ведомственные нормативные акты, вне зависимости от времени принятия последних, или распространяющие их действие, если в них содержатся нормы, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, или носящие межведомственный характер.

4. Доведение решения до сведения исполнителей, заинтересованных лиц. Доведение решения до сведения исполнителей, заинтересованных лиц осуществляется путем персонального ознакомления (устно, высылки копий, ознакомления под расписку и пр.), опубликования в средствах массовой информации, в специальных изданиях (сборниках, бюллетенях, газетах, журналах).

В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 акты Президента РФ и акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после дня их подписания, а нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)