Психоаналитическая теория

1.Психоаналитическая теория

2.Теории Фрейда

 

Психоаналитическая теория была основана в начале нашего века вели­ким венским психиатром Зигмундом Фрейдом. Работая с различными психическими отклонениями, Фрейд обнаружил, что далеко не все из них имеют органические причины в теле или в нервной системе чело­века и что причины большинства неврозов нужно искать в сознании и в личностных проблемах человека.

Фрейд предположил, что корни этих проблем уходят в раннее дет­ство, когда ребенок получил психическую травму, связанную, как прави­ло, с сексуальными проблемами. Эти травмирующие события вызывают сильные переживания, которые ребенок не в состоянии выразить и осознать и которые подавляются и уходят в подсознание.

Подавлен­ные, неосознанные желания и травмирующие воспоминания накапливаются в подсознании и являются причиной разнообразных неврозов и неприятных переживаний. Избавление от этих страданий возможно в результате специальной формы терапии, в которой психотерапевт помогает клиенту осознать травмирующие его события, то есть вывести их на уровень сознания и понять себя. Этот метод был назван психоана­лизом.

 

Психоаналитический метод завоевал огромную популярность во всем мире, а сам Фрейд стал не только автором оригинальной психоло­гической концепции, но и основателем психотерапии, получившей широкое распространение.

 

В основе теории Фрейда лежит конфликт между врожденными ин­ стинктивными влечениями, главными из которых являются инстинк­ты жизни (эрос) и смерти (танатос), и сознательными моральными, культурно-нормированными представлениями.

Ребенок появляется на свет с врожденными инстинктивными влечениями («ид»), которые непосредственно удовлетворяет в своем поведении. На первых ступе­нях развития человек не различает полезного и вредного, дозволенно­го и недозволенного.

 

Главным мотивом поведения ребенка, который в концепции Фрейда был назван «принципом удовольствия», являет­ся удовлетворение инстинктивных желаний. Однако уже в первые годы жизни ребенок в ответ на требования взрослых постепенно при­обретает способность задерживать удовлетворение своих непосред­ственных импульсов и вести себя в соответствии с внешними требованиями.

 

Из страха перед наказанием он начинает контролировать свое поведение и сдерживать свои инстинктивные желания, появляется новый принцип психической жизни — «принцип реальности». Эти два принципа находятся в постоянном конфликте — неудовлетворенное’ желание может причинить страдание, а удовлетворение инстинктив­ных желаний может вызвать неприятные последствия.

Так возникает следующая инстанция психики человека, которую Фрейд назвал «Я», или «Эго», основная роль которой заключается в поиске социально приемлемых и безопасных способов удовлетворения инстинктивных желаний.

В дальнейшем (примерно в конце дошкольного возраста) возникает следующий уровень внутренней жизни — «Суперэго», на котором требования и ценности окружающих людей интериоризируются, то есть входят во внутренний мир ребенка и становятся его соб­ственными требованиями к самому себе. В случае нарушения этих требований ребенок начинает испытывать чувство вины даже при от­сутствии наказания и внешнего контроля со стороны взрослых.

 

Таким образом, психическая жизнь разворачивается на трех уровнях — Ид, Эго и Суперэго. Взаимодействие и конфликты между этими уровнями определяют состояние человека и его личностные проблемы.

 


Поскольку острые конфликты между различными инстанциями внутренней жиз­ни неизбежны, необходимы особые защитные механизмы. Наиболее распространенными и эффективными защитными механизмами явля­ются следующие:

вытеснение (устранение из сознания и перенос в бессознательное социально неприемлемых желаний и чувств);

проекция (перенос на другое лицо своих аффектов, обвинение окру­жающих);

регрессия (соскальзывание на более примитивный уровень);

сублимация (перенос запретной сексуальной энергии на различ­ные виды культурной и социальной деятельности — науку, искус­ство, политику и пр.).

Теория Фрейда содержит идею развития, то есть качественно свое­образных и закономерных этапов становления психики. В основу вы­деления различных периодов положен способ получения удовольствия, характерный для ребенка того или иного возраста, и в частности та часть тела, посредством которой этот процесс осуществляется.

Согласно Фрейду, сексуальное влечение присуще ребенку с самого начала его жизни. В первые годы оно не сконцентрировано на половых органах, а рассеяно по всему организму, и любой участок тела может стать источни­ком полового удовольствия.

Сексуальное влечение ребенка еще не отделе- но от других потребностей организма, оно тесно примыкает к удовлетво­рению других потребностей — питанию, сосанию груди, дефекации и пр. В младенчестве самые важные потребности связаны с сосанием и питани­ем, а главным источником удовольствия для ребенка становится область рта.

Соответственно, первый год жизни был обозначен как оральная ста­дия развития. Вторую стадию развития ребенка (ранний возраст) Фрейд назвал анальной стадией, поскольку на втором году жизни важным источ­ником удовольствия становится анальная область.

Третья стадия (дошколь­ный возраст) получила название фаллической — это период расцвета дет­ской инфантильной сексуальности, когда оформляется эдипов комплекс.

Первым объектом эротического удовольствия для ребенка является его мать. Отношение к матери с самого начала имеет сексуальную окрас­ку. Само отделение от матери (акт рождения) является глубокой трав­мой. Влечение к матери, стремление к физической близости неизбежно. Соперником в этих влечениях, естественно, является отец, что порождает ненависть к отцу и желание его смерти.

 

Определение
Комплекс этих переживаний (вле­чение к матери и ненависть к отцу) получил название «эдипов комплекс» (по аналогии с известным персонажем греческой мифологии). Учение об эдиповом комплексе и его роли в жизни человека является одним из важнейших положений фрейдизма.

 

Первая любовь и первая ненависть остаются навсегда в психике человека, однако в силу своей асоциально- сти эти чувства неприемлемы для Суперэго; особая инстанция («цензу­ра») не пускает их в сознание, поэтому они вытесняются в бессознательное и подлежат полному забвению. Однако все события взрослой жизни заимствуют свою психическую энергию от этого первого, вытесненного в бессознательное события.

Теория 3. Фрейда неоднократно подвергалась критике как в отече­ственной, так и в зарубежной психологии за гипертрофию сексуально­го начала в жизни человека, за игнорирование роли социальных усло­вий, за редукцию психической жизни к бессознательным влечениям и т. д.

Однако идеи Фрейда были и остаются чрезвычайно популярны­ми, в особенности в западной психологии. Они произвели настоящую революцию, оказались очень продуктивными. Важным доказательством этой продуктивности является тот факт, что концепция Фрейда дала начало множеству новых ярких направлений в психологии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)