Развитие обобщений в предметных действиях ребенка

  1. Обобщение предметов по их функции
  2. Исследовании Н. X. Швачкина

Обобщение предметов по их функции первоначально происходит глав­ным образом в процессе овладения орудийными действиями.

Во-первых , эти действия являются значительно более определенными и постоянными, чем все другие виды действия, поэтому они легче выделяются и фиксируются в сознании ребенка.

Во-вторых , предметы-орудия становятся первыми носителями детских обобщений — усвоив способ действия того или иного орудия (ложки, палки, карандаша), ребенок пытается использовать это орудие в разнообразных ситуациях, выделяя его обобщенное значение.

В-третьих, в орудийных операциях гораздо рельефнее выражена связь между различными предметами, а именно связь орудия с теми предметами, на которые направлено его действие. Тем самым создают­ся благоприятные предпосылки для выделения этой связи и ориенти­ровки на нее.

Овладение предметными действиями оказывает решающее влия­ние на формирование обобщений. Как известно, обобщение предме­тов обычно происходит по их функциональному значению, а не по внешним, физическим признакам. Например, чашка — это предмет, из которого можно пить, независимо от ее цвета, размера, формы, веса и пр. Но именно эти, чисто физические признаки являются более оче­видными для ребенка при непосредственном восприятии, и поэтому  именно они являются первым основанием для классификации и обоб­щения предметов.

В исследовании Н. X. Швачкина изучались первые обобщения детей по присущим им свойствам и признакам. Работа проводилась двумя спосо­бами. При первом способе детям давали игрушки и указывали их назва­ния. После того как дети узнавали игрушки по их названиям, в экспери­мент вводились другие такие же игрушки, но другого цвета и размера. При этом выяснялось, сумеют ли дети перенести (обобщить) названия первых игрушек на другие, отличающиеся только по несущественным признакам.

При другом способе детям предлагался комплект игрушек, и они усва­ивали не только их названия, но и их назначение путем овладения дей­ствиями с ними. Так, совком они насыпали песок, ведром зачерпывали воду и т. д. После того как названия и способы действий с предметами усваивались, в игру вводились такие же игрушки, но другого цвета или размера и также выяснялась возможность обобщения.

Оказалось, что вначале большинство детей после ознакомления с иг­рушками не смогли перенести названия на игрушки, окрашенные в дру­гие цвета: красное и зеленое или большое и маленькое ведро были для них разными предметами. Но после того как эти игрушки включались в прак­тические действия, дети без труда производили обобщение и могли аб­страгироваться от несущественных различий предметов. Н. X. Швачкин указывает на то, что быстрое абстрагирование от случайных признаков имело место только там, где дети в процессе игры применяли предметы в качестве орудий своей деятельности. В таком быстром абстрагирова­нии от случайных признаков и в выделении способа действия в качестве основного и существенного признака и заключается основное преимуще­ство второго способа формирования обобщений.

На основе исследования Швачкина можно выделить три основные ступени в развитии обобщения у детей в возрасте от 1 года до 2,5 лет.

Для первой ступен и характерны ранние наглядные обобще­ния, при которых предметы группируются по наиболее ярким, выде­ляющимся признакам (чаще всего это цвет или размер). На этой стадии ребенок еще не владеет предметными действиями. В дальнейшем, на второй ступени , ребенок на основе своих действий начинает выделять отдельные предметы, объединяя их зри­тельные и осязательные образы в единое представление. При этом все признаки предметов (и случайные, и существенные) равнозначны; ре­бенок не отделяет еще основные, устойчивые признаки от вторичных, изменчивых. На третьей ступени начинают формироваться общие понятия. Ребе­нок вычленяет из всех признаков предметов существенные и постоянные, к которым относятся прежде всего общественная функция предмета и способ действия с ним.

Таким образом, при усвоении предметных действий, главным обра­зом орудийных, в предметах выделяются наиболее общие и постоянные признаки, что приводит к формированию обобщений, приобретающих характер общих понятий.

Следует подчеркнуть, что смена уровней обобщения опыта предмет­ной деятельности происходит в соответствии с развитием этой дея­тельности. От качества предметной деятельности ребенка и от степени овладений орудийными действиями зависит и возникновение каче­ственно новых уровней ее обобщения.

Однако уровень развития мышления обобщения ребенка определя­ется не только его предметными действиями, но и развитием его речи. Этой важнейшей для раннего возраста линии развития ребенка — раз­витию речи — будет посвящена следующая глава.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)