Роль государства в экономике

Государство – это очень сложный социальный феномен.

Роль государства в экономике страны до сих пор является спорным вопросом:

  • некоторые считают, что государство – это достаточно неповоротливый механизм, который только мешает экономике;
  • другие считают, что без государства просто невозможно, потому что механизмы экономики страны очень сложны.

Современная экономическая теория признает необходимость участия государства в экономических процессах.

На государство возлагается роль регулятора экономики, которая проявляется в следующих его функциях:

  • совершенствование системы рыночных отношений (через разработку нормативно-правовой базы);
  • составление прогнозов развития страны на перспективу (что будет со страной, например, через 20–30 лет);
  • регулирование использования сил природы и охрана окружающей среды;
  • управление демографическими процессами;
  • регулирование и экономическое обеспечение интеллектуального развития, защиты жизни, прав и свобод граждан;
  • согласование экономических интересов субъектов производственно-экономических отношений и преодоление противоречий между ними;
  • организация ориентации производства на конечный результат, учет интересов и мотивов трудовой деятельности;
  • разработка целевых комплексных программ экономического развития.

Для решения этих функций государство выполняет целый ряд задач:

  • защита рыночной экономики от сворачивания конкурентной борьбы и образования монополий путем принятия антимонопольного законодательства;
  • производство общественных товаров и услуг; общественными называются товары и услуги, имеющие следующие характерные черты:
  • нелегко взыскать плату с отдельных людей или не давать им воспользоваться этими товарами и услугами (например, уличное освещение);
  • ожидаемая прибыль от производства не окупает вложений частного капитала и других затрат;
  • учет и прогнозирование последствий нерыночных ситуаций;
  • нерыночные ситуации – это ситуации, которые не могут быть отрегулированы в рамках рыночного механизма;
  • данные последствия могут быть как вредными (нефть попадает в водоем), так и полезными (благоустройство территории). Государство должно полностью ликвидировать вредные и стимулировать полезные последствия нерыночных ситуаций.

Для разрешения данной задачи оно может применять следующие меры:

  • убеждение;
  • рекламные кампании;
  • субсидирование (для полезных последствий нерыночных ситуаций) и налогообложение (для вредных последствий);
  • разработку стандартов безопасности (ГОСТы).

Программы поддержки социально незащищенных групп населения и повышения экономической активности населения.

Для этого государство использует следующие три программы:

  • программы материальной поддержки нуждающихся (государственные пособия, субсидии, талоны на питание и т. д.);
  • программы, ликвидирующие причины нищеты и экономического неблагополучия (запрет на дискриминацию в трудоустройстве по полу, возрасту, национальности и т. п.);
  • программы помощи отдельным группам населения («адресная» помощь многодетным семьям, студентам, защита авторских прав и т. д.).

Для регулирования экономики государство может использовать следующие инструменты:

  •  инструменты микрорегулирования – налогообложение, антимонопольное законодательство, регулирование условий труда и его оплаты и т. д.;
  • инструменты макрорегулирования – фискальная политика, социальная политика и т.д.;
  • инструменты интеррегулирования – меры стимулирования экспорта, кредитование экспорта, валютно-кредитные отношения.

Государственное регулирование может быть двух видов:

  • прямое – осуществляется через законодательство;
  • косвенное – применение всевозможных финансовых рычагов для влияния на поведение частных фирм, предприятий и организаций.

Для проведения косвенного регулирования государство обычно использует фискальную и кредитно-денежную политику.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)