Рост качества жизни населения как результат деятельности государственных и муниципальных органов власти

Внедрение и использование современных методов и технологий управления позволяют достичь положительной динамики отдельных статистических социально-экономических показателей, которые в определенной мере характеризуют качественные изменения уровня развития территорий.

Однако только существенное изменение качества жизни населения может служить показателем результативности административных реформ и быть оценкой результатов деятельности органов власти.

Поскольку именно в повышении качества жизни населения посредством решения вопросов качественного изменения условий непосредственной жизнедеятельности населения заключается сущность деятельности органов местного самоуправления, определенная Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Тем не менее, недостаточная теоретическая проработанность ряда аспектов административной реформы и слабая методическая обеспеченность инновационных процессов существенно замедляют осуществление намеченных изменений в современной России и не позволяют добиться ожидаемых результатов, предусмотренных целевыми установками.

Особую роль в социально ориентированном управлении играет система взаимоотношений между субъектами социально-экономических отношений, которые выстраиваются в соответствии с принятой моделью корпоративного управления. Как было представлено выше (рис 3.1) к основным субъектами социально-экономических отношений следует отнести население, бизнес, муниципалитеты и государство. Каждый их них имеет свои цели и задачи, от их взаимовыгодного сотрудничества во многом зависят факторы, влияющие на качество жизни населения.

В табл. 1 представлен перечень факторов, влияющих на качество жизни населения, разбитых по субъектам социально-экономических отношений.

Таблица 1 – Перечень факторов, влияющих на качество жизни населения

Факторы, в свою очередь, характеризует перечень показателей. Всего данная модель оценки качества жизни населения включает 100 показателей.

В рамках исследования качества жизни населения в период 2015—2016 гг был проведен опрос жителей Нижегородской области. Респондентам предлагалось оценить факторы, влияющие на качество жизни населения в соответствии с их значимостью.

В опросе участвовало более 1300 респондентов различных возрастных групп Нижегородской области. Социологическая оценка качества жизни населения репрезентативной группы с высшим и неоконченным высшим образованием Нижегородской области за 2016 год, может характеризовать в целом качество жизни в стране.

Для наглядного представления и более подробного анализа социологической оценки факторов, определяющих качество жизни населения, используем лепестковые диаграммы по факторам, сгруппированным в отношении четырех субъектов социально-экономического взаимодействия: население, бизнес, муниципалитеты и государство. Результаты исследования представлены на рис. 1.

Рис. 1. Оценка качества жизни населения  Нижегородской области в разрезе воздействующих факторов

Как видно из представленного рисунка, наиболее позитивное влияние оказывают стремление населения к ведению здорового образа жизни. Размер доходов оценивается большинством респондентов как средний. Наиболее негативной составляющей качества жизни населения со стороны самого населения является недостаточно активная жизненная позиция, слабое участие населения в выборах и создании политических партий, борьбе за свои права. В последние годы многие потенциальные избиратели не используют свое право голосовать.

Со стороны бизнеса наиболее положительное влияние на качество жизни населения оказывает высокий уровень торговли и бытового обслуживания. Это связано с тем, что сегодня распространены различные виды магазинов и супермаркетов с большим ассортиментом товаров по различным ценам, соответственно, покупатели имеют возможность выбора наиболее привлекательных с их точки зрения товаров и услуг по соотношению цены и качества. Следовательно, сегодня практически любое предприятие может найти «своего» потребителя и это является весьма существенным толчком развития бизнес-структур.

Самый низкий балл в данной группе показал, что отсутствуют экономические рычаги взаимодействия предприятий и организаций с интересами населения, соответственно определяя слабую заинтересованность организаций в общественной жизни территории.

По мнению опрошенных, относительно небольшое количество организаций участвуют в культурных и политических мероприятиях города. Вместе с тем, влияние этого фактора является положительным, так как его оценка выше среднего (по результатам опроса оно составляет 5,2 балла по десятибалльной шкале).

По мнению респондентов, проведенного авторами социологического опроса, оценка показателя «обеспеченность социальными услугами», в который входят характеристики, связанные с обеспеченностью спортивными сооружениями и учреждениями науки и культуры, участием населения в культурно-досуговых мероприятиях, находится на уровне выше среднего (5,9 балла).

Оценка такого показателя как «экология и степень охраны окружающей среды» тоже выше среднего, что означает, положительную реакцию населения на усилия властей и волонтерских организаций в области защиты окружающей среды, хотя этот уровень далек от оптимального.

Наиболее проблемным фактором, связанным с деятельностью муниципалитетов, является ситуация с дорожным хозяйством и транспортом, уровень оценки этой составляющей в 2016 году составил 4,8 балла (ниже среднего).

Вместе с тем, необходимо отметить, что, например, в Нижнем Новгороде городскими властями делаются значительные усилия по улучшению дорожно-транспортного хозяйства: производится ремонт и строительство новых дорог, дублеров мостов, осуществляется ремонт и закупка новых автобусов и других видов городского и пригородного транспорта. Ситуация, пусть не быстро, но изменяется в лучшую сторону и имеет в целом положительную динамику.

Уровень доверия респондентов к государству достаточно высок, что характеризуется показателем «политика и общественная деятельность», набравшим наибольшее количество баллов в рамках данной группы. Наименьшее, но, тем не менее, положительное влияние оказывает уровень развития инфраструктуры, включающий взаимодействие между внутрифирменными факторами развития производства, условия развития действующих и создания планируемых предприятий и организаций, создание благоприятной инновационной среды.

Согласно мнению респондентов Российская Федерация обладает достаточно высоким уровнем инвестиционной привлекательности территории (данный показатель составляет 6 баллов), в то же время для привлечения инвесторов требуется совершенствование инновационной инфраструктуры.

Для привлечения дополнительных бизнес-инвестиций необходим перечень мер, в том числе, создания условий участия в инновационных разработках представителей научного сообщества, повсеместное развитие бизнес-инкубаторов, научно-технологических центров и т. п.

В результате проведенного анализа можно сказать, что оценка факторов качества жизни населения в России оценивается респондентами в целом как средняя. В то же время, оценки «ниже среднего» по таким факторам как уровень активности жизненной позиции населения, состояние дорожно-транспортного комплекса, недостаточный уровень развития инфраструктуры («чуть выше среднего») говорят о том, что для повышения качества жизни в РФ государству, бизнесу и самим гражданам требуется приложить определенные усилия, причем, не только в области повышения доходов населения, но и по развитию перечисленных ранее направлений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)