Рынок и его правовая характеристика

Рынок — это сфера предпринимательской деятельности, осуществляемая на основе конкуренции по производству, продаже, приобретению отдельных товаров и пользованию имуществом. Заметим, что налоговый кодекс РФ определяет рынок как сферу обращения товаров, определяемую исходя из возможностей покупателя или продавца реально и без значительных дополнительных затрат приобрести или реализовать товар на ближайшей по отношению к покупателю-продавцу территории или за ее пределами. Черты рынка:
– наличие специфического объекта рынка — однородных товаров, не изъятых из оборота. Качественная характеристика рынка — объемы оборота товара;
– наличие субъектов рынка, под которыми понимаются юридические и физические лица, осуществляющие свою деятельность на профессиональной основе;
– территория рынка (географические границы, на которой покупатели приобретают или имеют возможность приобрести товар, а продавцы реализуют определенный товар и не имеют возможности сделать это за ее пределами):
– международные рынки;
– республиканские рынки;
– местные рынки. Товарный рынок имеет свою структуру — совокупность звеньев,
которые участвуют в продвижении товаров от производителей к потребителям, и инфраструктуру — совокупность звеньев, которые, непосредственно не продвигая товар от производителей к потребителям, обслуживают работу структуры рынка. Элементами структуры товарного рынка являются:
– изготовители товара;
– оптовые торговые и иные посреднические организации;
– организации розничной торговли;
– потребители.
Инфраструктура товарного рынка состоит из:
– торговых посредников — организаций, осуществляющих посредническую деятельность и обеспечивающих взаимодействие предприятий-изготовителей и потребителей в части купли или продажи товара посредством создания оптовых рынков, биржевой торговли, проведения выставок и ярмарок, оказания складских услуг и т. д.;
– информационного обеспечения — организаций, обеспечивающих наблюдение за товарными рынками, включая рынки потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения;
– товароупаковочной индустрии — производственных структур и нормативно-организационных мероприятий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности товара и эффективности товарооборота за счет создания тароупаковочной продукции, отвечающей требованиям международных стандартов;
– транспортного обеспечения — всех видов транспорта, обеспечивающих движение товара и доставку его потребителям;
– финансово-кредитного обеспечения — организаций, обеспечивающих платежно-расчетное и кредитное обеспечение товародвижения;
– организационного обеспечения — организационных мер, которые направлены на максимальное снижение затрат на продвижение продукции от производителя к потребителю;
– нормативно-правового обеспечения — системы федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и других актов, регулирующих взаимоотношения сторон на товарных рынках.

Рынок характеризуется как совершенный, когда:
– все товары данного вида объективно однородны в отношении их качества, внешнего вида и упаковки и цена однозначно сопоставима с определенным товаром;
– условия конкурентной борьбы одинаковы для всех продавцов и покупателей, отсутствуют какие-либо предпочтения пространственного, личностного и временного характера;
– рынок прозрачен, т. е. продавцы и покупатели обладают возможностью полного обзора рынка, получения достоверной информации обо всех обстоятельствах ведения сделок (о ценах, скидках, качестве товара, условиях поставки и платежей). Если же одно из этих условий нарушено, то имеет место несовершенный рынок. Большое неравенство условий создается рекламой товаров, так как крупные и преуспевающие предприятия имеют возможность расходовать на рекламу значительные суммы и проводить широкую рекламную кампанию, создавая этим привилегированное положение своим товарам на рынке. Продавцы потребительских товаров склонны с помощью упаковки и внешнего оформления представлять свои однородные товары как разнородные, расширять область предпочтений за счет благоприятного географического положения.
Существуют следующие формы рынков:
– полиполия — существует много продавцов и много покупателей;
– олигопсония — много продавцов и несколько покупателей;
– монопсония — много продавцов и один покупатель;
– олигополия — несколько продавцов и много покупателей;
– двусторонняя олигополия — несколько продавцов и несколько покупателей;
– ограниченная монопсония — несколько продавцов и один покупатель;
– монополия — один продавец и много покупателей;
– ограниченная монополия — один продавец и несколько покупателей;
– двусторонняя монополия — один продавец и один покупатель.

Нормативно-правовое обеспечение функционирования товарных рынков обеспечивается путем:
– разработки нормативных документов по созданию условий для функционирования товарных рынков, организации оптовой торговли, оказанию услуг и предупреждению правонарушений;
– разработки изменений в законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность участников торговых рынков;
– разработки нормативно-методических документов по сертификации и стандартизации продукции;
разработки методических документов по торговой и снабженческо-сбытовой деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)