Самосознание личности

Каждому человеку известно, что он обладает сознанием, т. е. способностью осознавать окружающий мир и себя — или самоосознавать.

Сознавание себя как некой физической сущности, которая обладает формой и другими характеристиками и может становиться предметом самооценки и суждений других людей, сопровождает человека на протяжении всей жизни. Оно развивается на основе физиологических ощущений и впечатлений, испытываемых организмом еще на самых ранних стадиях его существования.

Самосознание личности — это совокупность ее представлений о себе, выражающая в Я-концепции, и оценка личностью этих представлений — самооценка. С точки зрения психологического анализа самосознание представляет собой сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное образование — понятие Я, собственной индивидуальности. «Объектом самосознания служит не действительность, а собственная личность как субъект деятельности» — пишет В. С. Мерлин.

С. Л. Рубинштейн в работе «Сознание и его границы» (1989) пишет, что самосознание ребенка — это этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности. Он выделяет несколько последовательных моментов становления самосознания в онтогенезе: овладение собственным телом, возникновение произвольных движений, самостоятельное передвижение и самообслуживание. Самосознание ребенка с раннего возраста развивается в плане постижения своего Я в прошлом, настоящем и будущем. Некоторые авторы (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, М. Кун) считают, что самосознание появляется лишь в подростковом возрасте.

Считается, что одним из первых к исследованию самосознания подростка обратился Л. С. Выготский. Самосознание подростка он рассматривает не только как феномен его личности и сознания, а как особый временной момент развития личности — от самопознания к самоотношению и саморегуляции.

В процессе развития личности самосознание все более усложняется, и по мере увеличения числа образов формируется интегрированный, глубокий и адекватный образ собственного Я. Р. Лэнг пишет, что самосознание включает в себя осознание себя самим собой и осознание себя как объекта наблюдения кого-то другого. Самосознание развивается по мере того как ребенок становится личностью, сознательно выделяющей себя из мира других людей. В общей структуре личности самосознание выступает как сложное интегративное свойство ее психической деятельности. С одной стороны, оно как бы фиксирует итог психического развития личности на определенных этапах, а с другой — выступает в качестве внутреннего регулятора поведения. Самосознание влияет на дальнейшее развитие личности и, являясь одним из необходимых внутренних условий непрерывности этого процесса, устанавливает равновесие между внешним влиянием, внутренним состоянием личности и формами ее поведения.

По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность «рождается дважды»; обратимся ко «второму рождению личности» а именно к самосознанию. Самосознание можно определить как отношение личности к себе, что тесным образом связано со стремлением усовершенствовать себя. Отсюда вытекают следующие функции самосознания: познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни.

Особый интерес представляет работа В. В. Столина о структуре самосознания личности. В качестве «единицы самосознания», по его мнению, выступает смысл Я, который содержит когнитивный, эмоциональный и отношенческий компоненты. Общая логика рассуждений Столина сводится к тому, что множественность деятельностей приводит к множественности смыслов Я, пересечение деятельностей — к поступкам, поступки — к конфликтным смыслам Я, конфликтный смысл Я, в свою очередь, дает ход развитию и дальнейшей работе самосознания.

Традиционно самосознание как вершина человеческой психики включает следующие три тесно взаимосвязанных компонента: самопознание, самоконтроль (или саморегуляцию), самосовершенствование.

Самопознание, в свою очередь, складывается из самонаблюдения и самооценки. Наиболее полно временная динамика самосознания проявляется в самооценке — одном из ключевых личностных образований самосознания.

В процессе формирования самосознания, как отмечает Б. И. Додонов, особой интенсивности и глубины достигает эмоционально-ценностное отношение человека к себе. Многообразные чувства, эмоциональные состояния, пережитые в разное время в разных ситуациях жизни, образуют эмоциональный «фонд» самосознания. Это составляет основу самооценки, процесс становления которой не имеет предела во времени. Самооценка определяет и направляет весь процесс саморегулирования. Результат этого процесса прямо соотнесен с адекватностью, устойчивостью и глубиной самооценки, динамикой ее развития.

Интересной представляется предложенная (в результате анализа различных точек зрения на структуру личности и ее самосознания) одной из последовательниц школы Д. Н. Узнадзе, А. А. Налчаджян, следующая обобщенная схема:

  • Я, центр личности и ее самосознания, причем ее структура находится на сознательно-подсознательном уровне;
  • Я-концепция или самосознание — это общая структура самосознания;
  • ситуативные или оперативные Я-образы;
  • свойства личности (черты характера, способности и т. п.).

Вся структура центрирована вокруг Я. Познавательные процессы составляют отдельный «блок» психики. Центральное Я личности через устойчивые структуры Я-концепции управляет этими процессами, регулирует их, направляет на познание себя и окружающего мира. Другие «блоки» — чувства и установки, программы действий, умения и навыки. Активность самосознания личности выражается в виде ситуативных Я-образов, «окружающих» центральное Я и его Я-концепцию.

Относительно самосознания А. А. Налчаджян пишет, что в его структуре можно выделить несколько разновидностей элементов:

  • элементы самосознания, относящиеся к схеме тела личности;
  • элементы настоящего (реального) Я;
  • элементы идеального Я и др.

Таким образом, мы видим, что проблема самосознания в современной психологической науке рассматривалась с разных позиций. Общим для всех них является выделение самосознания в отдельную область при изучении личности, а также очевидность того факта, что самосознание является необходимым условием существования личности.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что в структуре самосознания личности развиваются и функционируют три образования: образ себя, самооценка и самоотношение. Учитывая, что незавершенность учения о личности очевидна, рассмотрим далее краткую историю развития идей о личности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)