Ситуативно-личностное общение со взрослым и его роль в развитии младенца

  1.  Первое полугодие жизни
  2. Ситуативно-личностное общение

 Первое полугодие жизни — совершенно уникальный период в жизни и ребенка, и взрослого. Этот возраст можно назвать периодом эмоцио­нального общения ребенка с матерью.

В это время их общение еще ничем не опосредовано: никаких пред­метов и никаких содержаний между ними нет. Поэтому такое общение называют непосредственным. Единственным содержанием этого обще­ния является выражение отношения к другому. Причем это отношение является абсолютно положительным и бескорыстным. Хотя уход за ребенком связан с многочисленными трудностями и заботами, эта бы­товая сторона не включена в отношения ребенка и матери: он радуется ей не потому, что она за ним ухаживает, а совершенно бескорыстно. Столь же бескорыстное и открытое отношение в этот период, как пра­вило, наблюдается и со стороны матери: она еще ничего не требует от него, не оценивает его способности, ничему не учит и радуется самому факту его существования. И пусть уход за младенцем приносит мно­жество хлопот и неприятностей — бессонные ночи, бесконечные испачканные вещи, крики по непонятным причинам, — нормальной ма­тери не придет в голову осуждать, ругать, а тем более наказывать своего малютку. Любовь, которую можно определить как чувство «хорошо, что ты существуешь в мире» и в которой происходит утверждение бы­тия человека, осуществляется здесь в наиболее чистом виде. Ребенку еще ничего не нужно от взрослого, кроме присутствия и внимания. Единственное, против чего он выражает протест, — это против своей «незамеченное™». Он изо всех сил стремится привлечь к себе внима­ние, вызвать и выразить отношение, которое выражает мимикой, вока­лизациями, движениями, то есть средствами комплекса оживления (дру­гих у него еще нет).

В этот период младенец еще не реагирует на содержание обращений взрослых. В первом полугодии младенцы еще не различают положи­тельных и отрицательных воздействий взрослых: на все их слова и ин­тонации (даже гневные и грубые) они отвечают яркими положитель­ными эмоциями. Главная потребность в этом возрасте — это потребность во внимании взрослого.

Очень важно, что взрослый нужен ребенку сам по себе, независимо от своих предметных атрибутов, своей компетенции или социальной. Младенца совершенно не интересуют внешний вид взрослого, наличие предметов у него в руках, его материальное или социальное положение — для него просто не существует всех этих вещей. Он выде­ляет прежде всего целостную личность взрослого, обращенную к нему и не сводимую к каким-либо частичным, предметным свойствам. Имен­но личностные мотивы побуждают его к общению. Поэтому эту форму общения называют ситуативно-личностной.

Таким образом, первой формой общения ребенка со взрослым явля­ется «ситуативно-личностная» или «непосредственно-эмоциональная», д ля которой характерны потребность во внимании взрослого, личност­ные мотивы общения и экспрессивно-мимические средства.

Несмотря на свою кажущуюся бессодержательность и примитив­ность, первая форма общения играет исключительно важную и даже ключевую роль для дальнейшего развития ребенка. В этот период закладываются наиболее фундаментальные, глубинные основания лич­ности. Одно из них — выделенность самого себя как начальная форма самосознания.

Эта первичная форма самосознания заключается в отделении себя от окружающего мира и проявляется в стремлении и способности мла­денца воспринимать окружающее и относиться к нему. Именно эмоцио­нальное, заинтересованное отношение к окружающим людям и пред­метам говорит о том, что малыш выделяет себя из внешнего мира, что он воспринимает этот мир как нечто иное, не совпадающее с ним самим. Положительное эмоциональное самоощущение младенца, а значит его нормальное психическое развитие, отражается в ярких положительных эмоциях, в стремлении привлечь к себе взрослого, в его общей актив­ности.

Однако самоощущение младенца зависит от качества общения взрос­лого. Чем более чутко и внимательно взрослый относится к ребенку, тем раньше и яснее он выделяет самого себя PI активнее он действует. Глядя на мать и выделяя ее действия, обращенные к нему, младенец начинает выделять и чувствовать самого себя. Он чувствует себя как самое любимое и уникальное существо, с которым общаются и к ко­торому обращаются взрослые. Его присутствие в этом мире становит­ся очевидным через обращенность к нему близкого человека. Он чув­ствует себя как то, на что направлены взгляд, улыбка, слова взрослого. Поэтому его самоощущение неразрывно связано со взрослым и с его отношением. Его самоощущение отражает отношение взрослого. Взрос­лый является тем зеркалом, в котором младенец впервые видит и узна­ет себя. Это становится возможным в силу того, что взрослый отно­сится к ребенку как к абсолютно самоценной и уникальной личности  и отвечает на каждое проявление младенца: его крик, его движения, его мимику.

Одно из важнейших психологических новообразований данного воз­раста — появление привязанности к близкому взрослому. Это новообра­зование называют аффективно-личностными связями, которые способ­ствуют тому, чтобы у младенца формировались чувство уверенности в себе, активная позиция к окружающему миру и к самому себе.

Ситуативно-личностное общение оказывает также решающее влия­ние на формирование познавательной активности младенца и на его отношение к предметному миру. Этот факт был доказан в исследовании М. И. Лисиной. Задача работы состояла в том, чтобы установить, какие сдвиги в познавательной активности младенца происходят в результа­те эмоционального общения. Эксперименты проводились с детьми из дома ребенка, которые, как известно, испытывают дефицит индивиду­ального, эмоционального общения со взрослым.

Младенцы двух и четырех месяцев были разделены на две группы — экс­периментальную и контрольную. С детьми экспериментальной группы проводились индивидуальные «занятия», на которых взрослый осуществлял ситуативно-личностное общение. Он как бы давал им «дополнительную порцию» внимания и положительного эмоционального отноше­ния. Дети контрольной группы такой «добавки» не получали.

До и после «занятий» проводились замеры познавательной активнос­ти младенцев: выяснялось количество и эмоциональная насыщенность обследования игрушек, участие в обследовании глаза и руки, количество эмоциональных проявлений в ответ па игрушку, общая продолжитель­ность интереса к игрушке и пр.

Оказалось, что после занятий все эти показатели у детей эксперимен­тальной группы резко опережали аналогичные проявления у детей кон­трольной.

Основной вывод из этого исследования состоит в том, что система­тическое эмоциональное общение вызывает у детей первого полугодия жизни значительное повышение познавательной активности. Причем это влияние оказывается гораздо большим, если «занятия» начинаются уже в 2,5 месяца. С возрастом развивающее влияние эмоционального обще­ния несколько снижается.

Ситуативно-личностное общение младенца с взрослым в первом по­лугодии оказывает решающее влияние на появление хватательных дви­жений и предметных действий ребенка. В 4- 5 месяцев у большинства детей возникают первые целенаправленные хватательные движения — акт хватания. Эти движения первоначально организуются взрослым и рождаются как совместная деятельность ребенка со взрослым, хотя сами взрослые этого обычно не замечают.

Результаты работ, приведенные выше, убедительно показывают, что предметные действия младенца возникают и развиваются под прямым влиянием ситуативно-личностного общения со взрослым: «добавка» такого общения приводит к существенному возрастанию интереса к пред­метам и к повышению познавательной и двигательной активности де­тей, направленной на предмет. Недостаток эмоционального, личност­ного общения, который обычно наблюдается у младенцев в доме ребенка, напротив, вызывает общую пассивность детей и отсутствие познава­тельных интересов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)