Сословно-представительная монархия XIV–XVI вв

Сословно-представительная монархия во Франции характеризуется прежде всего наличием развитых феодальных сословий и органа их представительства – Генеральных штатов. Переход к сословно-представительной монархии означал новый шаг на пути к централизации государства и ослаблению политического влияния феодальной аристократии. Он был вызван ростом духовной общности французского народа, укреплением экономических связей отдельных частей страны, образованием национального рынка.

Централизация страны создала предпосылки для образования сословий в национальном масштабе. Высшими, привилегированными сословиями были духовенство и дворянство. Духовенство пользовалось значительными привилегиями и продолжало играть большую роль в политической жизни страны. В рассматриваемое время происходит, однако, подчинение церкви государству. Светские феодалы в своей основной массе постепенно превращались в служилое сословие – дворянство, пользовавшееся привилегией на занятие чиновничьих и военных должностей.

К третьему, непривилегированному сословию относились только горожане и свободные крестьяне. На третье сословие ложилась вся тяжесть налогового бремени.

Города как центры ремесленного производства и торговли приобретают важное культурное, экономическое и даже военное значение. К периоду сословной монархии городская жизнь достигает значительного развития. Население городов ведет длительную и упорную борьбу с феодалами за право свободно решать свои дела и не платить различного рода подати. С помощью денег, а иногда и силой оружия города добиваются независимости, после чего в них возникает самоуправление; они приобретают право иметь свой суд, свои вооруженные отряды. Органы городского управления в той или иной мере стали выборными. В городах развиваются цеховая и гильдейская организации. В борьбе против феодалов города в ряде случаев получали поддержку от короля. Со своей стороны горожане оказывали королю финансовую и военную помощь в борьбе с крупными феодалами.

Развитие товарно-денежных отношений повлекло за собой с XIV в. массовое освобождение крепостных крестьян (сервов). Свободные крестьяне (вилланы) также стали относиться к третьему сословию.

Переход к сословно-представительной монархии был осуществлен в начале XIV в., когда король Филипп IV для того, чтобы обеспечить себе поддержку сословий в конфликте с Римским Папой Бонифацием VIII, созвал (1302 г.) Генеральные штаты – орган сословного представительства.

Генеральные штаты. В соответствии со сложившимся к тому времени сословным делением общества в Генеральных штатах были представлены дворянство, духовенство и так называемое третье сословие (практически верхушка горожан). Герцоги, графы, высшие сановники церкви получали от короля именные приглашения к участию в работе штатов и могли вместо себя посылать своих представителей. Часть депутатов третьего сословия назначалась королевскими чиновниками. Остальные депутаты от дворян, духовенства и горожан избирались по сословиям.

Обсуждение и принятие решений осуществлялось раздельно по сословиям. Окончательное решение выносилось по большинству голосов сословий, каждое из которых имело один голос. Светские и церковные феодалы, таким образом, имели в Генеральных штатах очевидное преимущество, так как представленные в двух сословиях (дворянство и духовенство) обладали большинством голосов – двумя из трех. В то же время депутаты от третьего сословия, отражавшие интересы большинства населения, были в меньшинстве – имели лишь один голос.

Генеральные штаты обсуждали наиболее важные вопросы общегосударственного значения. Они представляли королю наказы, составленные из наказов избирателей. Наиболее важным было право Генеральных штатов устанавливать налоги и предоставлять королю субсидии. Во время Столетней войны, когда король особенно нуждался в поддержке сословий, провозглашается «Великий мартовский ордонанс» (1357 г.), в котором не только фиксировались описанный выше порядок формирования и компетенция Генеральных штатов, но им позволялось осуществлять контроль за расходованием финансов. Ордонанс установил также регулярность созыва Генеральных штатов (три раза в год).

Преодолев переживаемый страной глубокий кризис, подавив сопротивление крупных феодалов и восстания горожан, используя сплочение народа в ходе Столетней войны, королевская власть решает, в основном, задачу политической централизации: серьезно укрепляет государственность и осуществляет переход к абсолютной монархии. В то время Генеральные штаты, ослабленные сословной замкнутостью, сохранявшимся сепаратизмом мест и не ставшие законодательным органом, начали сходить с политической арены.

Король добивается от Генеральных штатов согласия на введение нескольких постоянных налогов. Наибольшее значение имело разрешение на сбор постоянного налога с доходов (тальи). Установление постоянных налогов, взимаемых помимо Генеральных штатов, укрепило самостоятельность короля в решении государственных дел и ослабило значение штатов. Все чаще вместо Генеральных штатов король созывает собрания нотаблей, т. е. знати, постановления которых не имели обязательной силы. В последний раз Генеральные штаты были созваны в 1614 г. и с тех пор не созывались в течение 175 лет до начала Французской революции в 1789 г.

Суд. По мере политического объединения страны и централизации государственного управления важные изменения происходят в судебной области. Осуществление правосудия все более переходит в руки короля и его чиновников. Ограничиваются права церковных судов и судов феодалов. В то же время парижский парламент (прежде – судебная палата генеральной курии) становится высшей судебной инстанцией в стране. В рассматриваемый период парижский парламент приобретает и право регистрации правовых актов короля. Если парламент считал, что данный акт незаконен, он отказывался его регистрировать и акт не вступал в силу. Король, однако, мог добиться регистрации акта, явившись со своим двором на заседание парламента.

Большее значение имело учреждение должности прокурора. Прокурор представлял в суде интересы короля, выступал обвинителем в судебных процессах.

Армия. Столетняя война с Англией (1337–1453 гг.) показала неудовлетворительность комплектования армии из феодальных дружин. Изобретение огнестрельного оружия, использование артиллерии подорвали военное значение замков и тяжеловооруженных конных рыцарей. В ходе войны активно велось формирование постоянной армии из наемников, в основном иностранцев (немцев и швейцарцев). Отряды иностранных наемников представляли для власти особую ценность, так как были более надежным средством подавления восстаний крестьян и городских низов.

Сословно-представительная монархия стала политической формой, закрепившей образование сословий во Франции, их роль в государстве. Она была орудием политической централизации страны, объединила королевскую власть с церковью, служилым дворянством и горожанами. Важную роль сословно-представительная монархия сыграла и в решении внешнеполитических задач, прежде всего в успешном завершении Столетней войны с Англией.

Усиление централизации страны благоприятно сказалось на развитии экономики Франции. Быстрый рост товарно-денежных отношений способствовал возникновению в недрах феодальной экономики элементов новых, в то время более прогрессивных, капиталистических производственных отношений. Централизация страны, формирование единой французской нации, зарождение капиталистических производственных отношений и экономическое усиление буржуазии – вот те условия, в которых осуществлялся переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)