Состав и правовое значение местных налогов

Местные налоги – это налоги, зачисляемые в доход местных органов государственной власти и государственного управления. Ставки местных налогов устанавливаются представительными органами государственной власти,
а налоговые суммы поступают в доходы местных органов государственной власти и расходуются ими. В
соответствии со ст. 15 НК РФ к местным налогам относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК РФ и нормативными
правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.
Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации.
Земельный налог является местным налогом. Все средства от него поступают в бюджет того города, района, сельской администрации, на территории которых находится земельный участок. Земельный налог уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется оценщиком в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов
муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и
не могут превышать:
1) 0,3% в отношении земельных участков:

  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства;
  • предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Налог на имущество физических лиц, так же как и земельный налог, является местным налогом, поступает в бюджеты муниципальных образований.
Налог на имущество физических лиц уплачивают физические лица – собственники имущества,
признаваемого объектом налогообложения. Объекты налогообложения:

  • жилой дом;
  • квартира;
  • комната;
  • дача;
  • гараж;
  • иное строение, помещение и сооружение;
  • доля в праве общей собственности на имущество.

Налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как инвентаризационная стоимость имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Инвентаризационная стоимость определяется органами технического учета и технической инвентаризации. Оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующим законодательством. Техническая инвентаризация объектов капитального строительства может проводиться на основании заявления заинтересованных лиц.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в
следующих пределах:

  • суммарная  инвентаризационная стоимость объектов налогообложения до 300000 руб. (включительно) – до 0,1 % (включительно);
  • суммарная  инвентаризационная стоимость объектов налогообложения свыше 300000 руб. до 500000 руб.  (включительно) – свыше 0,1 % до 0,3% (включительно);
  • суммарная  инвентаризационная стоимость объектов налогообложения свыше 500000 руб. – свыше 0,3 % до 2,0% (включительно).

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц и основания для их использования налогоплательщиками. Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. С 1 января 2011 г. налог на имущество физических лиц уплачивается физическими лицами один раз в год, не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)