Состояние спроса и его классификация

1. Отрицательный спрос наблюдается на рынке в случае, если большая его часть не принимает товар (услуги) и согласна даже на определенные издержки, чтобы избежать его. Так, негативный спрос может быть у людей на прививки, стоматологические процедуры и т. п. У работодателей – на наем бывших заключенных и алкоголиков. Здесь задача маркетинга – определить причины такой неприязни и изменить негативное отношение рынка посредством переделки товара, снижения цен, более активного стимулирования.

2. Отсутствие спроса наблюдается на рынке в случае, если целевые потребители не нуждаются в товаре или безразличны к нему. Так, фермеры могут не заинтересоваться новой агротехникой, а студенты колледжа – изучением иностранного языка. Задача маркетинга – показать преимущества товара как способа удовлетворения естественных потребностей и интересов человека.

3. Скрытый спрос возникает в случае, если потребители испытывают сильное желание, которое невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров и услуг. Такой спрос может быть, например, на безопасные жилые микрорайоны, более экономичные автомобили. В этом случае задача маркетинга – оценить величину потенциального рынка и создать эффективные товары и услуги, способные удовлетворить спрос.

4. Падающий спрос на тот или иной вид товаров рано или поздно наблюдает любая организация. Здесь задача маркетинга – через исследование тенденций рынка найти причины падения спроса и способы его увеличения.
Спрос может быть увеличен путем выхода на другие рынки, изменения характеристики товара, установления более эффективных связей с потребителем.

5. Нерегулярный спрос обоснован тем обстоятельством, что у многих фирм сбыт товаров или услуг имеет сезонный, ежедневный и даже почасовой характер, что вызывает проблемы перегрузки и недогрузки производственных мощностей. Сгладить колебания в распределении спроса во времени можно с помощью разработки посредством маркетинга гибких цен, мер стимулирования и прочих приемов побуждения.

6. Полноценный спрос наблюдается на рынке в случае, если организация удовлетворена своим торговым оборотом. Задача маркетинга – сохранить такой уровень спроса и при изменении потребности, и при усилении конкуренции.

7. Чрезмерный спрос может возникнуть, если организация не способна произвести необходимый объем товара, на который существует высокий спрос. Задача маркетинга (именуемого в этом случае «демаркетинг») изыскать способы временного или постоянного снижения спроса.

8. Нерациональный спрос внедряется на товары, вредные для здоровья. Задача маркетинга – вызвать отказ от потребления таких товаров, резко поднимая цены, ограничивая доступность товара.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)