Сознание как сущностная характеристика человека

Во всех изложенных выше теориях, несмотря на их существенные раз­личия, есть одно общее: они рассматривают человека как функцию и ре­зультат других действующих на него причин. Хотя в одном случае по­ведение человека определяется наследственностью и инстинктами, а в другом — внешними воздействиями среды, оба эти механизма ставят человека в жесткую зависимость от не зависящих от него обстоятельств (природных инстинктов или внешнего подкрепления).

 

Объединение этих факторов в принципе не меняет положения дел: ребенок становит­ся функцией сразу двух аргументов — среды и наследственности.

 

Но ведь достаточно часто бывают случаи, когда вопреки крайне не­благоприятным социальным обстоятельствам и отсутствию природных задатков (физический дефект или недостаток способностей) люди до­стигают огромных высот в своем духовном и душевном развитии.

А бы­вает наоборот: несмотря на хорошую наследственность и благоприятные условия среды, люди деградируют и перестают развиваться. Получает­ся, что ни наследственность, ни среда, ни их сочетание сами по себе не определяют путь развития человека и его психологические особенности. Они лишь создают необходимые условия для его развития, но не явля­ются его детерминантами.

Главной характеристикой человека является его способность к самодетерминации, то есть способность самому определять свой жизнен­ный путь, самого себя и свое поведение. Эта способность делает его свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельно­сти.

Специфика человеческого поведения состоит в том, что оно не яв­ляется ни функцией телесной организации человека, ни функцией сре­ды. Оно свободно, и свободу эту дает человеку сознание. Осознавая свое поведение, человек приобретает способность строить его произвольно, освобождаясь от власти своего натурального, природного состояния и от власти внешней среды.

Осознание своего поведения предполагает отношение к нему, взгляд на себя как бы со стороны. Но для того чтобы встать в отношение к чему- то, это «что-то» должно быть дано как не совпадающее со мной. Пока я действую автоматически, неосознанно, я не могут отделить себя от натурального течения жизни и сливаюсь с условиями своей жизнедея­тельности.

 

Для осознания своего поведения у человека должен слу­читься выход за пределы непосредственного, натурального течения жизни, который и сделает возможным отношение к себе.

 

Однако проблема заключается в том, что природных, врожденных способов для такого «выхода» у ребенка нет. Имеющиеся у него орга­нические способности позволяют лишь сливаться, совпадать с усло­виями своей жизнедеятельности.

Для того чтобы встать в отношение к этим условиям и к самому себе, этих врожденных условий как раз недостаточно. И в то же время практически каждый ребенок проходит этот путь развития сознания, в процессе которого он преодолевает ха­рактерную для всех животных детерминацию поведения внешними стимулами или внутренними органическими потребностями. Как же это возможно?

Продуктивное решение этой проблемы было предложено великим психологом Львом Семеновичем Выготским, который является основа­телем культурно-исторической психологии. Именно ему принадлежит идея знакового опосредствования сознания человека, которая дает но­вые ответы на вечные вопросы о развитии психики ребенка. К более подробному рассмотрению его идей мы и переходим.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)