Специфика развития человеческого ребенка

Что же получается? Вроде бы никаких природных предпосылок к че­ловеческому развитию у рожденного у людей ребенка нет, и в то же время только дитя Homo sapiens может стать человеком. Значит, все-таки есть в нашем организме что-то, что позволяет ему столь быстро и успешно усвоить все формы собственно человеческого поведения, научиться думать, чувствовать, управлять собой.

Да, есть. Как ни странно, главным преимуществом ребенка оказыва­ется его врожденная беспомощность, его неспособность к каким-либо определенным формам поведения.

 

Интересно
Чрезвычайная пластичность человеческого мозга — одна из главных его особенностей, обеспечивающих психическое развитие. У животных большая часть мозгового вещества уже «занята» к моменту рождения — в нем закреплены врожденные формы поведения — инстинкты.

 

Мозг ребенка открыт для нового опы­та и готов принять то, что дает ему жизнь и воспитание. Ученые доказали, что у животных процесс формирования мозга в основном закан­чивается к моменту рождения, а у человека этот процесс продолжается 7 -8 лет после рождения и зависит от условий жизни и воспитания ре­бенка. Эти условия не просто заполняют «чистые страницы» мозга, но влияют и на само его строение. Поэтому первые, детские годы имеют столь важное, кардинальное значение для становления человека.

Мозг человека практически не изменился со времен наших далеких предков, живших несколько десятков тысяч лет тому назад. В то же время человечество за эти годы сделало гигантский путь в своемразви­тии. Это стало возможным потому, что развитие человека происходит принципиально по-другому, чем развитие живых существ в животном мире.

 

Интересно
В животном мире определенные формы поведения передаются по наследству, так же как и строение организма, или же приобретаются  в процессе индивидуального опыта отдельной особи.

 

У человека же свойственные ему формы деятельности и психические качества пере­даются другим путем — путем присвоения культурно-исторического опыта. Каждое новое поколение «стоит на плечах» всей предшествую­ щей истории человечества. Оно приходит не в природный мир, а в мир культуры, в котором есть музыка и компьютеры, дома и машины, науки и литература и многое другое.

Есть и представления о том, как должны развиваться дети и какими они должны стать к зрелому возрасту. Все­го этого сам ребенок никогда не изобретет, но он должен овладеть этим в процессе своего человеческого развития. В этом и заключается куль­турное или социальное наследование.

Развитие беспомощного существа, которым является новорожден­ный младенец, его превращение в полноценного субъекта культуры, имеющего свой внутренний, душевный мир, и составляет основной предмет детской психологии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)