Становление арбитражных судов РФ. Законодательство и система арбитражных судов в РФ

Арбитражные суды РФ возникли и успешно развиваются из существовавшей в Советском Союзе с мая 1931 г. по октябрь 1991 г. системы Государственного арбитража. Согласно ст. 163 Конституции СССР споры между предприятиями, учреждениями и организациями разрешались органом, не входившим в судебную систему, но осуществлявшим широкие юрисдикционные функции по отношению к правам и интересам социалистических юридических лиц.

Арбитраж не только рассматривал споры, но и разнообразными методами должен был содействовать оптимальному функционированию народного хозяйства. Природа этого органа носила, таким образом, двойственный характер: правоохранительный и управленческий одновременно. Процедура рассмотрения дел регулировалась особыми правилами, главным из которых было включение представителей сторон в состав самого юрисдикционного органа.

Споры между организациями одной подчинённости рассматривали арбитражи соответствующих ведомств, а споры между организациями разного подчинения, разных республик были отнесены к компетенции Государственного арбитража. 

Государственные арбитражи были специальными органами, призванными в пределах предоставленной им достаточно широкой компетенции защищать права и охраняемые законом интересы социалистических юридических лиц при разрешении хозяйственных споров, а также способствовать оптимальному действию экономической системы в целом и организации надлежащего правового регулирования взаимоотношений, возникающих в хозяйственном обороте в различных отраслях.

Ведомственный арбитраж имел те же задачи, но в пределах, ограниченных определённой отраслью. До 1971 г. не было единой системы органов государственного арбитража, так как нижестоящие государственные арбитражи подчинялись не своим вышестоящим органам, а тем исполнительным органам, при которых состояли; не было соподчинения и у государственных и ведомственных арбитражей. 

Лишь в 1974 г. Госарбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган, а после принятия Конституции СССР 1977 г. стал органом конституционным, с задачами и функциями, рассчитанными на условия жестко регулируемой государством экономики. Ныне арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ.

Эта ветвь судебной власти осуществляет правосудие путём разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесённых к компетенции арбитражных судов (ст. 24 – 25 ФКЗ «О судебной системе РФ», ст. 4 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ», ст. 1 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ).

Отказ от государственного арбитража, выполнявшего наряду с разрешением хозяйственных споров самые различные функции – нормотворческие, контрольные, – был связан с коренным изменением системы управления государством, со стремлением перейти от административнокомандной экономики к экономике рыночной.

Органы государственного арбитража имели многочисленные правомочия, позволявшие им вмешиваться в деятельность предприятий и организаций:

  • возбуждать по своей инициативе дела;
  • взыскивать санкции в пользу второй стороны, даже если она и не заявляла подобных требований, или в доход бюджета;
  • изменять основание или предмет заявленного иска;
  • осуществлять контроль на предприятиях за ведением договорной работы;
  • давать руководителям различные предписания.

В связи с постепенным внедрением в экономику частно-правовых регуляторов и стимулов, естественно, возникла необходимость в перестройке органов, осуществляющих юрисдикцию в этой области. Создание системы арбитражных судов означало полное изменение самой сути и задач, компетенции и правомочий правоохранительных органов, деятельность которых касалась интересов юридических лиц.

Создавая систему арбитражных судов, стремились создать гарантии полной хозяйственной самостоятельности юридических лиц, невозможности вмешательства органов государства в их деятельность, а также содействовать развитию предпринимательства и охране интересов предпринимателей независимо от их организационно-правовой формы. Арбитражный суд был создан на основании Закона «Об арбитражном суде», принятого Верховным Советом РСФСР 4 июля 1991 г. Порядок деятельности и компетенции арбитражного суда определялись также Арбитражно-процессуальным кодексом РФ, принятым Верховным Советом РФ 05 марта 1992 г. и введённым в действие с 15 апреля 1992 г.

Этот нормативный акт подробно и весьма близко к правилам общих гражданских судов урегулировал порядок рассмотрения и разрешения арбитражными судами дел по экономическим спорам и спорам в сфере управления. В частности, впервые в этом акте получили право на жизнь принципы правосудия применительно к спорам, в которых не участвовали граждане, а именно: выборность, независимость арбитражного суда и его судей, гласность, возможность отвода судей, прокурора, эксперта, переводчика.

Вместе с тем практика применения АПК РФ 1992 г. очень скоро выявила несовершенство данного акта. Потребовалось переосмыслить слабые стороны, использовать для совершенствования АПК РФ опыт дореволюционной России, других государств, так как в экономическом обороте страны и в арбитражном процессе появились и иностранные организации – инвесторы. Всё это свидетельствовало о том, что арбитражно-процессуальная форма разрешения именно экономических споров может и должна совершенствоваться дальше. К этому подталкивало и появление новой Конституции, принятой в декабре 1993 г., а затем первой части ГК РФ, вступившей в действие с 01 января 1995 г.

Было уделено большое внимание выработке концепции изменения норм об организации и порядке деятельности арбитражных судов. Так, в апреле 1995 г. появились, а с 1 июля этого же года вступили в силу новый ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» и новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ. Изменение структуры и многих положений АПК РФ 1992 г. при подготовке проекта АПК РФ 1995 г. имело целью при сохранении оправдавших себя на практике норм закрепить новые институты и правила разбирательства и разрешения споров для дальнейшего усиления гарантий судебной защиты прав граждан – предпринимателей и юридических лиц, для приближения системы арбитражных судов к уровню мировых стандартов в этой области. Этот процесс продолжается и в настоящее время.

В 2002 и 2003 гг. были предприняты дальнейшие шаги по реформированию системы органов, призванных рассматривать споры хозяйствующих субъектов: 24 июля 2002 г. принят в существенно обновлённом виде АПК РФ, введение в действие которого произошло 1 сентября 2002 г. В тот же день был одобрен закон о третейских судах, а 4 июля 2003 г. ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» был дополнен новым звеном – апелляционными судами.

Арбитражные суды в РФ являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ (ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ», ст. 1 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»). В соответствии с Конституцией РФ законодательство об арбитражных судах находится в ведении РФ. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в РФ устанавливаются ФКЗ «О судебной системе РФ», ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ», Арбитражным процессуальным кодексом РФ и другими федеральными законами. 

Систему арбитражных судов в РФ составляют (ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ», ст. 3 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»):

  • арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
  • арбитражные апелляционные суды;
  • арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее – арбитражные суды субъектов РФ);
  • специализированные арбитражные суды.

Арбитражные суды в РФ «осуществляют правосудие путём разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесённых к их компетенции, ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ», АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами». 

В соответствии со ст. 5 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» основными задачами арбитражных судов в РФ при рассмотрении подведомственных им споров являются:

  • защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Деятельность арбитражных судов в РФ строится на основе принципов «законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел». Вступившие в законную силу судебные акты – решения, определения, постановления арбитражных судов – обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ.

Председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов РФ назначаются на должность в порядке, установленном ФКЗ «О судебной системе РФ» и Законом РФ «О статусе судей в РФ». Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Прекращение полномочий судьи допускается только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, которое может быть обжаловано в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда РФ в случае прекращения полномочий судьи за совершение им дисциплинарного проступка.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)