Становление образа себя

  1. Наличие образа
  2. Методика исследования
  3. Результаты этого исследования

В ходе ситуативно-личностного общения ребе­нок ориентируется на доброжелательное внимание взрослого, которое обеспечивает ему положительное самоощущение. Поэтому младенец выделяет доброжелательное внимание в любом воздействии взрослого. Переход к манипулятивной деятельности во втором полугодии обу­словливает развитие у ребенка способности более четко воспринимать результаты своих конкретных действий и усиливает переживание са­мого себя как действующего начала. Все это делает представление о себе более четким и оформленным. Причем на становление этого представ­ления существенное влияние оказывает опыт общения ребенка с близ­кими взрослыми.

Наличие образа самого себя у ребенка наиболее ярко проявляется при восприятии ребенком своего зеркального отражения. Восприятие зер­кального образа традиционно связывается в психологии с изучением самосознания. Интерес маленьких детей к зеркалу был описан еще Ч. Дарвином, который указывал, что узнавание себя в зеркале являет­ся явным свидетельством наличия образа самого себя у ребенка. Ста­новление образа себя изучалось в экспериментальном исследовании Н. Н. Авдеевой.

Методика исследования заключалась в регистрации поведения ребенка, находящегося перед зеркалом в различных ситуациях: ситуации с изме­ненной внешностью (ребенку незаметно наносили пятно на лоб или на­девали ватную повязку на ухо); ситуации с присутствием близкого взрос­лого; ситуации с игрушкой, находящейся сзади ребенка, но отраженной в зеркале, и пр. Направленность поведения младенца на самого себя (по­пытки стереть пятно или снять повязку) свидетельствовала об узнавании себя в зеркале. Направленность действий на зеркало или на зеркальное отражение говорило о том, что ребенок не соотносит себя с воспринимае­мым зеркальным отражением и не узнает себя. В исследовании принима­ли участие дети из семьи и воспитанники дома ребенка.

Результаты этого исследования показали яркие различия в воспри­ятии и отношении к своему зеркальному отражению у воспитанников детского дома по сравнению с детьми из семьи. У детей из семьи стойкий интерес к своему зеркальному отражению, сопровождавшийся интен­сивными положительными эмоциями, наблюдался уже в конце третьего месяца жизни. В конце второго полугодия семейные дети уже уверенно узнавали себя в зеркале: они охотно играли со своим зеркальным отраже­нием (гримасничали, строили рожи), использовали зеркало как средство коррекции своего внешнего облика (снимали повязку с головы, пытались стереть пятно со лба). Прямым доказательством развития представлений о себе является развернутый во времени процесс построения конкретных представлений о себе, который наблюдался у семейных детей начиная с конца первого полугодия жизни. Например, ребенок размахивает ру­ кой, перебирает пальчиками, постукивает по зеркалу, одновременно на­блюдая за отражением своей руки. Затем, совершив движение, переводит взгляд на реальную руку, после чего рассматривает лицо и глаза. Часто ребенок попеременно смотрит на руку, ее отражение, связывая свои дей­ствия в единое целое. Характерными являются паузы, прерывающие дей­ствия ребенка: он совершает действие, останавливается, замерев, снова размахивает и снова останавливается, внимательно глядя в зеркало и ра­ дуясь произведенному эффекту. В этой картине четко просматривается формирование представлений младенца о себе и о своих возможностях, о которых он узнает через зеркало. Причем узнавание себя всегда прино­сит детям радостные эмоции.

В отличие от этого, восприятие своего отображения в зеркале у воспи­танников дома ребенка вызывало в основном отрицательные экспрессии (настороженность, тревогу, испуг, отворачивание), в особенности когда они находились «один на один» с зеркалом. В этой группе было значительно меньше действий, направленных на себя, и больше направленных на зеркало. Например, увидев в зеркале малыша с повязкой на ухе, дети тянулись не к своей голове, а к зеркалу, пытаясь потрогать повязку.

Все это может свидетельствовать о том, что дефицит личностного ориентированного отношения, который испытывают дети в домах ре­бенка, и отсутствие у них положительного эмоционального самоощу­щения приводит к аморфности и неустойчивости образа себя. Они не узнают себя в зеркале и не интересуются своим отображением, стремят­ся избежать неприятных и новых впечатлений. В отличие от этого, дети, растущие в семье и имеющие адекватный опыт общения с близкими взрослыми, проявляют стойкий интерес к своему отражению и уже во втором полугодии уверенно узнают себя в зеркале. Положительное са­моощущение, которое сформировалось у этих детей в первом полуго­дии, дает им переживание своей уникальности, значимости для окру­жающих, ощущение себя как источника разнообразной активности. Во втором полугодии жизни под влиянием манипулятивной деятель­ности начинает формироваться переживание ребенком себя как дей­ствующего начала не только в общении со взрослым, но и в предметных действиях.

Острое переживание себя как активного, действующего начала наи­ более ярко выступает в кризисе первого года, в поведении типа «Я сам».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)