Становление целенаправленных движений младенца

  1. Спонтанные движения ребенка
  2. Сенсорные системы младенца
  3. Окружающие предметы

Выше мы говорили о том, что акт хватания складывается под влиянием ситуативно-личностного общения со взрослым.

Каков же конкретный психологический механизм этого влияния?

Каким образом из ситуативно-личностного общения, главное содер­жание которого состоит в выражении эмоционального отношения к другому человеку, рождается активное действие, направленное на предмет?

В психологии существуют разные ответы на эти вопросы.

Первый из них состоит в том, что предметные действия возникают в результате случайных прикосновений рук ребенка к окружающим пред­метам. Спонтанные движения ребенка, которые входят в состав ком­плекса оживления, приводят к тому, что руки младенца сами наталки­ваются на близкие предметы. Если над коляской или кроваткой висят погремушки, его ручки непременно сталкиваются с ними, вызывая их раскачивание и звуки. Впоследствии связь между прикосновением к предмету и собственными движениями ребенка закрепляется, дви­жения воспроизводятся и со временем становятся целенаправленны­ми. Происходит нечто вроде оперантного обусловливания. Согласно этой точке зрения роль взрослого сводится к стимуляции недифферен­цированной двигательной активности младенца, а направленность на предмет и предметные действия возникают независимо от взрослого, в результате спонтанных движений младенца.

Второй ответ заключается в том, что в общении со взрослым ин­тенсивно развиваются все сенсорные системы младенца. Как известно, взрослый является для младенца наиболее информативным, привлека­ тельным объектом, наделенным самыми предпочитаемыми для него свойствами (движением, сложной формой, воздействием на разные мо­дальности). В силу своей информативности он способствует развитию перцептивных и сенсорных способностей ребенка, которые, достигнув определенного уровня, переносятся на окружающие предметы. Замещая взрослого, эти предметы начинают удовлетворять потребность ребенка в новых впечатлениях и становятся самостоятельной целью его действий. С этой точки зрения наибольшую познавательную и двигательную ак­тивность малыша должны вызывать самые информативные предметы, наделенные привлекательными физическими характеристиками.

Третий вариант ответа связан с отношением взрослого к окружающим предметам. Интерес ребенка к предметам, который вызывает целенаправленные предметные действия, возникает через отношение взрослого к этим предметам. Взрослый вычленяет для младенца от­ дельные предметы и привлекает к ним его внимание. Предметы, выде­ленные взрослым из окружающей среды, приобретают привлекатель­ность и своеобразный «аффективный заряд», который побуждает активное, направленное на предмет действие ребенка.

Ответ на вопрос, какая из этих гипотез является справедливой, име­ет не только научный интерес, но и практическое значение, поскольку приведенные выше механизмы предполагают разную стратегию обще­ния взрослого с младенцем.

Для проверки данных гипотез было проведено специальное экспериментальное исследование (Е. О. Смирнова, Г. Н. Рошка).

Его методика состояла в том, что младенцам от 3 до 12 месяцев предъяв­лялись два предмета разными способами — в общении со взрослым (ак­тивный способ) и вне общения (пассивный способ). В предварительных пробах были выявлены четыре предмета (детские игрушки) с заведомо непривлекательными для младенцев физическими характеристиками, не вызывающие сильной ориентировочной реакции детей. Причем наименее привлекательный предмет (им оказалась белая пластмассовая машинка) был включен в общение со взрослым. На специальных занятиях взрослый ярко выражал свой интерес к этой игрушке, показывал младенцу ее раз­личные детали и демонстрировал простые действия, которые можно с ней осуществлять (крутил колесики, возил машинку но столу, трогал окошки и пр.) Заключительная часть такого трехминутного занятия отводилась для самостоятельных манипуляций ребенка с предметом. Игрушка помещалась в поле зрения ребенка на расстоянии его вытянутой руки, а взрос­лый просто находился рядом и наблюдал за его поведением.

Для того чтобы выявить отношение младенцев к разным предметам, на специальных контрольных замерах две игрушки, использованные в «ак­тивной» и «пассивной» сериях эксперимента, предъявлялись среди других, незнакомых предметов. Контрольные замеры проводились после седьмого занятия (а всего их было 15), на другой день после окончания занятий, через неделю и через две недели.

Контрольные замеры показали, что предмет, включенный в общение со взрослым, вызывает значительно большую активность младенцев, чем предмет, предъявляемый независимо от взрослого. Даже младенцы 3-4 месяцев из всех игрушек выделяли белую машинку, останавливались на ней взглядом, тянулись к ней руками, схватывали и начинали манипу­лировать. Они, несомненно, узнавали этот предмет даже через две недели после занятий со взрослым. А это значит, что у них сложился образ этого предмета. По отношению к игрушке, предъявляемой пассивным спосо­бом, никаких признаков избирательного предпочтения и никаких целе­направленных действий не наблюдалось.

При активном способе предъявления активность ребенка по отноше­нию к игрушке возрастала. Если на первых занятиях большинство актив­ных проявлений ребенка было адресовано взрослому (взгляды, улыбки, вокализации), то на последних занятиях практически все они были на­правлены на игрушку в руках взрослого, дети тянулись к ней, пытались потрогать, схватить руками.

Игрушку, пассивно лежащую перед ними, младенцы 3-4 месяцев просто не замечали. Они с интересом рассматривали взрослого, который сидел рядом, улыбались, вокализировали, пытались завязать с ним обще­ние, не обращая никакого внимания на лежащую перед ними игрушку. Попытки взрослого привлечь к ней внимание без адресованного обраще­ния к ребенку (постукивание игрушкой по столу, приближение к глазам ребенка) ничего не меняли в поведении младенцев. Игрушка была как бы прозрачной: сквозь нее дети видели глаза взрослого. Случайные при­косновения рук к пассивно предъявляемой игрушке, которые были неиз­бежны при двигательном оживлении младенцев, ничего не меняли в их поведении. Оно оставалось направленным исключительно на взрослого, а случайные прикосновения не перерастали в целенаправленные дей­ствия. Эти результаты могут свидетельствовать о том, что усиление спон­танной двигательной активности младенцев первого полугодия нельзя рассматривать как единственное и достаточное условие возникновения целенаправленного хватания предметов.

Данное исследование подвергает сомнению и вторую гипотезу о том, что предметы, замещая взрослого, начинают удовлетворять потреб­ность ребенка в новых впечатлениях.

Во-первых , интерес младен­цев к предметам не определялся их физическими свойствами: наиболее  привлекательной для детей оказалась самая невзрачная на первый взгляд игрушка, которую показывал взрослый.

Во-вторых , сравнительный анализ поведения детей, направлен­ного на предмет и на взрослого, показал принципиально различный характер активности детей: направленная на взрослого, она проявля­лась в основном в эмоциях и в вокализациях, в то время как направлен­ная на предмет, заключалась преимущественно в ориентировочноис­ следовательских (рассматривание) и практических действиях. Эти различия в репертуаре поведения детей заставляют предположить, что роль взрослого и роль предмета в жизни младенца принципиально раз­личны. Предмет не может замещать ребенку взрослого, и отношение ко взрослому не переносится на предмет. Общаясь со взрослым и действуя с предметом, ребенок осуществляет принципиально различные виды деятельности, которые, конечно же, не сводятся к перцептивному вос­приятию различных объектов.

Полученные в этих экспериментах данные позволяют наметить пси­хологические механизмы влияния взрослого на формирование предметных действий младенца: являясь аффективным центром любой ситуации, взрослый передает предмету субъективную значимость и тем самым «открывает» предмет. Благодаря этому младенец вычленяет це­лостный предмет (а не только отдельные сенсорные признаки), зритель­но сосредоточивается на нем и начинает целенаправленно тянуться к нему. Это встречное активное движение представляет собой единство сенсорного и моторного начала, или единство восприятия и действия, которое составляет основу первой, наглядно-действенной формы мыш­ления. Своеобразие сенсомоторного единства заключается в том, что оно представляет собой не первичную рефлекторную связь, а связь че­рез аффект. Младенец тянется к предмету, потому что данный предмет привлекает его. Восприятие предметов (в частности игрушек) неотде­лимо от эмоционального отношения к ним. Именно аффективный характер восприятия приводит к такому единству восприятия и действия. Но отношение к предметам первоначально возникает через общение младенца со взрослым, опосредованное этим предметом.

Возникновение и развитие манипулятивных действий с предметом знаменует окончание первой половины младенчества и возникновение нового отношения ребенка к миру и нового типа ведущей деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)