Страхование банковских вкладов

Необходимость и актуальность института страхования банковских вкладов. Защита прав и законных интересов участников общественных отношений – важнейшая задача и функция любого государства. На достижение этой задачи должны быть направлены усилия государственных органов, государственных и иных должностных лиц, различных общественных объединений и международных организаций как единого, взаимосвязанного организма. Прежде всего на защиту интересов потребителей услуг в денежно-кредитной сфере должна быть направлена вся деятельность Банка России. При этом гражданин, его права и свободы, конечно же, должны находиться в центре общественных и государственных усилий гуманитарного характера. Процедуры, формы и методы гарантирования прав и законных интересов участников различных общественных отношений могут быть различными, но сама необходимость в такой защите сомнений не вызывает.

Таким образом, государство должно создать институциональные и правовые условия, способствующие реализации принципа законности в денежно-кредитной сфере, т. е. государство не вправе уклоняться от решения конкретных негативных проблем в экономике ссылками на саморегулируемость рынка.

Суть позиции государства в банковской сфере выражается прежде всего:

  • в создании качественных правовых норм, регулирующих порядок функционирования денежно-кредитной сферы;
  • неуклонном и качественном исполнении своих суверенных полномочий в сфере регулирования и надзора за функционированием денежно-кредитной сферы;
  • создании системы организационных и правовых гарантий, способных обеспечить защиту интересов потребителей банковских и иных финансовых услуг.

В отличие от других видов предпринимательства, прибыль от коммерческой деятельности в денежно-кредитной сфере достигается путем привлечения и использования денежных средств граждан, юридических лиц, государства и муниципальных образований, т. е. клиентов.

В широком смысле правовые гарантии в денежно-кредитной сфере – это установленные федеральным законодательством средства гарантирования прав и законных интересов потребителей услуг на денежно-кредитном рынке, иных участников соответствующих общественных отношений, а также средства реализации целей государственной денежно-кредитной политики, задач и функций каждого элемента, образующего денежно-кредитную сферу России. Поэтому в широком смысле слова сам порядок банковской деятельности должен стать важнейшей правовой гарантией. Правовые гарантии, создание и применение которых было бы полезно для эффективности функционирования банковской системы, должны рассматриваться в единстве, в контексте единого порядка банковской деятельности, устанавливаемого на федеральном уровне. Но прежде всего гарантии – это средства, обеспечивающие защиту прав и законных интересов личности, т. е. минимальные гарантируемые государством и банковской системой требования, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов физических и юридических лиц как потребителей услуг в сфере денег и кредита.

Виды систем страхования банковских депозитов.

Системы страхования депозитов можно подразделить на два принципиально разных типа:

  1. Некодифицированное страхование, основывающееся на практике прошлых лет, когда государство выступало гарантом банковской системы.
  2. Кодифицированное страхование, т. е. законодательно описанная система защиты депозитов.

Основные признаки некодифицированных систем защиты депозитов:

  • отсутствие законодательства, предусматривающего юридическую ответственность банков перед вкладчиками. Финансовая помощь оказывается в соответствии с практикой прошлых лет или по заявлению официальных лиц;
  • отсутствие необходимых правил, связанных с масштабами и видами компенсаций. Финансовая помощь в случае неплатежеспособности кредитного института оказывается селективно;
  • отсутствие фонда для оказания финансовой помощи.

Преимущества некодифицированной системы страхования депозитов:

  • крупные и мелкие вкладчики защищены в равной степени;
  • государству не приходится организовывать страховой фонд.

Недостатки некодифицированной системы страхования депозитов:

  • существование некодифицированной системы страхования вкладов отражает отсутствие культуры управления рисками после их реализации. Некодифицированные системы порождают объективные условия для коррупции и волюнтаристских решений в среде чиновничества;
  • решение о санации банка зависит от доли государственного участия в данном банке. Частным проблемным банкам, как правило, финансовая помощь не оказывается;
  • налогоплательщики несут основные затраты на восстановление ликвидности банковской системы;
  • правительство самостоятельно принимает решение о банкротствах банков.

В отличие от некодифицированной, в кодифицированной системе страхования депозитов процедура страхования прописывается в юридическом порядке в ряде законодательных актов и законов: законе о Центральном банке, законе о банковской системе, законе о страховании вкладов и др.

Законом обычно регламентируются:

  • типы институтов, участвующих в системе страхования;
  • виды обязательств, подлежащих защите;
  • границы страхования, в том числе лимиты страховых взносов и лимиты страховых выплат;
  • процедура страховых выплат;
  • право управления фондом страхования депозитов;
  • порядок финансирования фонда страхования депозитов;
  • определение момента неплатежеспособности банка;
  • процедура банкротства банков.

В практике стран с кодифицированной системой страхования депозитов гарантии, как правило, распространяются на следующие виды депозитов:

  • текущие счета и счета заработной платы;
  • депозиты до востребования;
  • сберегательные депозиты;
  • срочные депозиты;
  • депозитные сертификаты.

Реже гарантии распространяются на следующие виды депозитов:

  • межбанковские депозиты. Аргументом в пользу отказа от гарантирования этих депозитов является то, что банки обладают возможностью оценить финансовое состояние друг друга, следовательно, самостоятельно способны минимизировать риск по межбанковским операциям;
  • депозиты в иностранной валюте. Причины исключения: трудность определения границ колебания валютного курса за пределами действий Центрального банка; ограниченное влияние на платежную систему при незначительной доле в суммарных депозитах;
  • депозиты в филиалах иностранных банков. Причины исключения: нежелание страховать национальными ресурсами риски, связанные с деятельностью материнского банка в других странах; незначительное влияние на платежную систему страны и слишком сильная связь с головным банком.

Границы страхования депозитов связаны с финансовой ответственностью гаранта перед вкладчиком в случае неспособности удовлетворения текущих требований вкладчика. Законодательство, регулирующее систему страхования депозитов, часто определяет условия, при которых страхуемый институт можно считать неплатежеспособным, и оговаривает соответствующую процедуру компенсации застрахованных вкладов. Например, в соответствии с законодательством Европейского Союза институт считается неплатежеспособным, если он не возвращает депозит клиенту в течение десяти дней после предъявления требования. Чем дольше время неисполнения обязательств, тем сильнее негативное влияние, как на проблемные, так и на платежеспособные банки.

Лимиты страхования (страховые выплаты) могут устанавливаться:

  • для каждого вида счета. Недостаток данного ограничения – возможность для вкладчика повысить размер страховых выплат за счет увеличения числа вкладов или оформление вклада на третьи лица;
  • для каждого типа вкладчика;
  • для каждого типа вкладчика и для каждого вида счета (комплексный).

Между границами страхования и типами депозитов, однако, возможны варианты увеличения установленных лимитов, особенно если правила не определяют точно порядок страхования совместных счетов и доверительных счетов, управляемых пенсионными фондами. Отдельно выделяются лимиты для супругов, владеющих совместным депозитом.

Во многих странах устанавливается максимальная сумма страхования. В странах ЕС она составляла 50 тыс. евро до 2009 года (затем эта сумма увеличена до 100 тыс. евро). В марте 2009 года Директивой 2009/14/ЕС были внесены поправки в Директиву ЕС от 1994 года, в соответствии с которыми закреплено увеличение лимита возмещения до 50 тыс. евро на период до конца 2010 года, а также определено, что не позднее 31 декабря 2010 года он должен быть установлен всеми странами-участницами на одном уровне – 100 тыс. евро. Директивой также отменен институт франшизы (coinsurance), в соответствии с которым допускалась возможность возмещать депозит на 90 %. Определено, что выплата возмещения должна быть начата в течение пяти рабочих дней с даты наступления страхового случая и осуществлена в течение 20 рабочих дней со дня начала выплат (с возможностью продления этого срока еще на 10 рабочих дней). Одновременно установлены требования к банкам в плане информирования вкладчиков о системе гарантирования депозитов и о том, является ли конкретный депозит гарантируемым этой системой.

В США размер страхового возмещения увеличен до 250 тыс. долл. США на одного вкладчика. Установлено, что данная норма распространяется на все страховые случаи начиная с 1 января 2008 года. До принятия рассматриваемого закона увеличение лимита с 100 тыс. долл. до 250 тыс. долл. действовало как временная мера, введенная в октябре 2008 года на период до конца 2009 года, затем ее действие было продлено до 31 декабря 2013 года. Сейчас она действует на постоянной основе.

Организационные формы в кодифицированной системе страхования депозитов. Как правило, кодифицированная система предполагает создание Фонда страхования депозитов. При этом возможно несколько форм его организации:

  1. Фонд создается, управляется и финансируется государством. Это влечет опасность морального риска, так как банки не разделяют затрат при банкротстве других банков.
  2. Фонды, управляемые общественными корпорациями и финансируемые частично банками.
  3. Фонды, совместно управляемые представителями банков и государством и финансируемые банками.
  4. Частное управление со схемой взаимного страхования, без участия государства.

При четвертой форме организации часть затрат, возникающих при банковских банкротствах, перекладывается на сами банки, тем самым повышается мотивация в их собственном внутреннем контроле и управлении, однако если затраты столь высоки, что способны повлиять на всю систему, тогда предполагается государственная помощь по выходу из кризисной ситуации. Таким образом, это может означать форму скрытой государственной гарантии.

Участие банков в системе страхования депозитов может быть добровольное и обязательное.

При добровольных формах страхования, когда страховые взносы рассчитываются на основе риска, банки, если это разрешено, могут изъять выплаченные средства из фонда и выйти из системы страхования, если они считают, что в результате проведения агрессивной политики других банков наметилась тенденция к увеличению страховых выплат. При обязательной системе страхования риски распределяются по всей банковской системе.

При выполнении надзорных функций корпорациями депозитного страхования встречаются следующие варианты:

  • функции надзора и контроля возложены на независимые органы – корпорация депозитного страхования эти функции не выполняет;
  • корпорация страхования депозитов имеет широкие полномочия, включая выполнение функций регулирования, контроля и надзора;
  • промежуточная система исполнения надзорных функций – страховые организации тесно взаимодействуют с органами банковского контроля и надзора в целях обмена информацией.

В отдельных странах фонды страхования депозитов предусматривают возможность приобретения активов проблемных банков в целях уменьшения затрат на слияние и снижение риска банкротства.

Органы страхования депозитов некоторых стран выполняют также функцию банковского надзора, в то время как в ряде развитых государств (Франция, Германия, Япония, Великобритания) защита вкладчиков является главной задачей системы страхования, а контроль и надзор за банковской деятельностью – второстепенной.

Организация финансирования систем страхования.

Различают следующие варианты организации финансирования страхования:

  1. Финансируемые системы страхования: банки платят страховые взносы в созданный страховой фонд.
  2. Нефинансируемые системы страхования: страховой фонд не поддерживается постоянно. Страховые взносы устанавливаются и уплачиваются после того, как определятся расходы на компенсацию.

Финансируемые схемы отличаются тем, что они в большей степени опираются на правила и предлагают меньше неопределенности, чем нефинансируемые, которые также называются ex post (по позиции).

Как правило, нефинансируемые системы страхования управляются институтами – членами системы, они не имеют ясно очерченной ответственности в части расходов на компенсацию вкладчикам, в них отсутствует поддерживающее финансирование государства, они предлагают со-страхование, у них есть проблемы в получении информации от надзорных органов и центрального банка. С учетом изложенного, популярность нефинансируемых систем страхования в последние годы снизилась. Девять из десяти существующих нефинансируемых систем страхования расположены в Европе и одна – в Бахрейне. В том числе семь – в странах ЕС, где Директива 2009/14/ЕС требует организовывать обязательную систему страхования.

При нефинансируемой системе страхования убытки вкладчикам возмещаются государством или центральным банком в случае:

  • выставления требований вкладчиками;
  • обращения страхователя о распределении риска после выставленных требований.

База страховых взносов.

Величина страховых взносов сильно различается по странам, в качестве базы взносов выступают:

  • застрахованные депозиты;
  • суммарные депозиты;
  • суммарные активы;
  • отдельные виды обязательств.

Для учета рискованности банков в отдельных странах взносы устанавливаются в зависимости от объема недействующих кредитов или активов, взвешенных с учетом риска. В частности, в США используется система показателей риска, введенная в 1993 году, для определения величины страховых взносов. Расчет величины страховых взносов осуществляется в зависимости:

  • от степени риска;
  • величины капитала;
  • других показателей деятельности банка.

При использовании системы премий, зависящих от рискованности операций банка, возникает несколько практических проблем:

  1. Точный прогноз степени риска, который возлагается банком на фонд, трудно составить. В качестве критериев предлагаются достаточность капитала и рейтинг надзорных органов. При этом достаточность капитала – это скорее показатель прошлого состояния банка; он оказывается подвержен манипуляциям со стороны менеджмента банка. А надзорные рейтинги большинства стран относятся к конфиденциальной информации.
  2. Высокие риски порождают высокие взносы, уплата которых приводит к ухудшению положения проблемных КО, повышая риск банкротства. Из этой спирали очень трудно выходить расчетными способами. Поэтому введение таких систем требует высокой степени подготовленности всех участников.

Существуют ограничения на величину финансирования фонда. В странах, где отсутствуют регулярные взносы в фонд страхования депозитов, объем взносов определяется в зависимости от суммы, подлежащей компенсации.

В некоторых странах предусмотрена возможность пересмотра страховых взносов.

Институт страхования банковских вкладов в России сформирован на основе положений Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Вышеуказанный закон устанавливает:

  • правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов;
  • компетенцию, порядок образования и деятельности Агентства по страхованию вкладов;
  • порядок выплаты возмещения по вкладам.

Закон регулирует отношения между основными элементами института страхования банковских вкладов, такими как:

  • банки РФ;
  • Агентство по страхованию вкладов (АСВ);
  • Центральный банк РФ (Банк России);
  • органы исполнительной власти РФ в сфере отношений по обязательному страхованию вкладов граждан в банках.

Основными целями института страхования банковских вкладов в Российской Федерации являются:

  • защита прав и законных интересов вкладчиков банков РФ;
  • укрепление доверия к банковской системе РФ;
  • стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему РФ.

Основными принципами системы страхования вкладов являются:

  • обязательность участия банков в системе страхования вкладов;
  • сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;
  • прозрачность деятельности системы страхования вкладов;
  • накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков – участников системы страхования вкладов.

Участниками системы страхования вкладов являются:

  • вкладчики, признаваемые выгодоприобретателями;
  • банки, внесенные в установленном порядке в реестр банков, признаваемые страхователями;
  • АСВ, признаваемое страховщиком;
  • Банк России.

В соответствии с указанным законом не подлежат страхованию денежные средства:

  • размещенные на банковских счетах (во вкладах) адвокатов, нотариусов и иных лиц, если такие счета (вклады) открыты для осуществления предусмотренной федеральным законом профессиональной деятельности;
  • размещенные физическими лицами в банковские вклады на предъявителя, в том числе удостоверенные сберегательным сертификатом и (или) сберегательной книжкой на предъявителя;
  • переданные физическими лицами банкам в доверительное управление;
  • размещенные во вклады в находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалах банков Российской Федерации;
  • являющиеся электронными денежными средствами.

Фонд обязательного страхования вкладов формируется за счет:

  • страховых взносов, уплачиваемых в соответствии с указанным федеральным законом;
  • пеней за несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов;
  • денежных средств и иного имущества, которые получены от удовлетворения прав требования АСВ, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам;
  • средств федерального бюджета в случаях, предусмотренных указанным федеральным законом;
  • доходов от инвестирования временно свободных средств фонда обязательного страхования вкладов;
  • первоначального имущественного взноса в соответствии со ст. 50 указанного федерального закона;
  • иных источников, предусмотренных либо не запрещенных законодательством РФ.

Введение данного института породило много дискуссий в банковском и научном сообществе, тем не менее его эффективность во многом будет зависеть от качества проводимых в банковском секторе реформ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)