Субъекты права собственности на землю

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9, ст. 36 Конституции РФ). Права всех собственников защищаются равным образом.

Основаниями приобретения частной собственности на землю могут выступать приобретение земельного участка в результате сделки, приобретение его по наследству, переход к организации – правопреемнику реорганизованного юридического лица, а также приобретательная давность.

Кроме того, земельное законодательство предусматривает возможность предоставления в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Во всех случаях возникновение права собственности на земельный участок должно сопровождаться государственной регистрацией.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Собственниками земли могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также учреждений.

Роль Российской Федерации и субъектов РФ в земельных отношениях двояка. С одной стороны они являются субъектами государственной власти, устанавливающими нормы земельного законодательства, осуществляющими государственный контроль за использованием земель и иные функции, названные в ст.9 – ст.10 ЗК РФ, с другой – выступают собственниками земли (в этом случае их статус приравнивается к иным собственникам земельных участков).

Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений установлены ст.11 ЗК РФ. Так, органы местного самоуправления осуществляют резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований, разрабатывают и реализуют местные программы использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

С 2006 г. разграничение публичной собственности на землю урегулировано ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

К федеральной собственности относятся:

  • земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
  • земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
  • земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 года № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;
  • земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «российские автомобильные дороги»федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
  • иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

К собственности субъектов РФ относятся:

  • земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ;
  • земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;
  • земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве;
  • иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

К собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

  • земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
  • земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
  • иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земли.

При этом право собственности соответствующих публично-правовых образований на земельные участки, возникшее до 01. 07.2006 г., за ними сохраняется.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)