Техника педагогического общения

Обращения учителей к психологу разнообразны именно в рецептурном направлении: как работать с трудными, как поддерживать дисциплину, как предотвратить ссоры между учениками. Если психолог начинает теоретизировать в отношении запроса учителя, то интерес к его пространным рассуждениям о «неспецифической мотивации» и об «опосредованной активизации учебной деятельности» быстро сворачивается.

Дело не в том, что «птичий язык» психолога малопонятен, а в том, что педагог «просит лопату, а уж куда копать он сообразит и сам». Учителя понять нетрудно: «некогда думать, работать надо».
Техника педагогического общения – совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять педагогическим процессом. Сюда принято включать две группы компонентов.

Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением (речь, мимика, пантомимика, выражение своих эмоций, внимание, наблюдательность и т.п.). Вторая – с умением воздействовать на личность и коллектив. Здесь по сути имеется в виду технология педагогической деятельности (умение предъявлять требование, организовать и корректировать педагогический процесс).

В психологии есть описание множества техник общения. К ним относятся следующие блоки:

  1. Обращение: жесткое – суровое – нейтральное – нежное; рациональное – шуточное – (намеренно) абсурдное.
  2.  Степень причинности: игнорирование этикета – корректность (точно маркированный этикет) – любезность (этикет + желание понравиться партнеру) – дискретность (приличность + скромность) – деликатность (очень тонко маркированный этикет + подчеркнутое уважение к другому человеку) – тактичность (творческое использование этикета, отказ от него при необходимости).
  3. Стиль поведения: строго формальный-деловой-неформальный-фамильярный-рафинированный-простой.
  4. Выражение чувств: преувеличенное – свободное – сдержанное – заторможенное.
  5. Речь:
  •  дикция: жеманная – корректная – свободная – вульгарная;
  • диалогизация: асимметрия в пользу партнера (ему дают возможность говорить гораздо больше) – симметрия (оба говорят одинаково) – асимметрия в пользу субъекта (партнера вынуждают в основном слушать;
  •  жестикуляция: отчаянная – порывистая – умеренная – отсутствует;
  • язык: научный – литературный – профессиональный – народный – вульгарный – диалект;
  •  стиль речи: протоколирующая – штамповая – «житейская» -лаконичная – патетическая – риторическая – поэтическая (образная).

Учитель тогда свободен в своем педагогическом общении, когда у него имеется выбор между рассмотренными разнообразными техниками. Чем более они будут наработаны, автоматизированы, тем более гибким, а значит, и адекватным будет его педагогическое общение и профессиональная деятельность в целом.

Тем не менее в педагогической деятельности общение вызывает определенные трудности, связанные прежде всего с незнанием учителем структуры и законов педагогического общения, с тем, что у него не в полной мере развита коммуникативная культура. Он не в должной степени владеет общением как профессиональным инструментом своей деятельности.

Один из элементов в организации целостного педагогического общения – завоевание учителем инициативы на уроке как средства оптимизации управления учебно-познавательной деятельностью.

Педагогу здесь можно порекомендовать следующее:

  • оперативная организация изначального контакта с классом;
  • оперативный переход от организационных процедур (приветствия, усаживания и т.д.) к деловому и личностному общению;
  • предупреждение возникновения «простоев» между организационными и содержательными аспектами начала взаимодействия;
  • оперативное достижение социально-психологического единства с классом, формирование чувства «мы»;
  • постановка учебных задач и проблемных вопросов, которые в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив;
  •  сокращение количества запрещающих педагогических требований и расширение позитивно-ориентированных педагогических воздействий;
  • обеспечение внешнего коммуникативного вида: опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние;
  •  адекватная реализация речевых и неречевых средств взаимодействия, активное включение мимики, контакта глазами, жестов и т.п.;
  • выражение собственной расположенности к детям, доброжелательность и открытость;
  • формулирование ярких, притягательных целей и стимулирование поиска путей их достижения;
  • проявление понимания ситуативной внутренней настроенности учащихся, учитывания ее;
  • достижение и поддержание контакта в общении, установление ситуативного взаимопонимания, формирующего у учащихся потребность во взаимодействии с учителем.

Реализация отмеченных рекомендаций позволит учителю избежать в своей деятельности неконгруэнтного общения, которое характеризуется тем, что выполненные личностью с помощью своего тела, своего тона голоса послания не совпадают с вербальной информацией. Неконгруэнтное общение – сигнал, что этот человек имеет более чем одну модель своего поведения и что эти модели конфликтуют между собой.

Обычно в случае неконгруэнтного общения человек действует не вовремя, в неподходящий момент и хаотично, в то время как в контексте конгруэнтного общения учитель действует в подходящий момент, созидательно, полностью в соответствии со сложившимися обстоятельствами и со своими профессиональными целями.

Люди, которые сосредоточивают свое внимание на содержании, а не на процессе, гораздо более подвержены неконгруэнтности. Конгруэнтное общение характеризуется тем, что все послания, которые человек делает различными способами (вербальными и невербальными), совпадают по своей сути.

Они дополняют друг друга, не меняют свое содержание в зависимости от способа послания и обеспечивают эффективное педагогическое общение.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)