Усвоение грамматического строя речи на третьем году жизни

  1. Усвоение грамматической структу­ры
  2. Исследования Ф. А. Сохина

 Третий год жизни знаменует новый этап в развитии речи ребенка. Ос­новным его содержанием является усвоение грамматической структу­ры предложения. Быстро и значительно возрастает запас слов. В сло­варном запасе встречаются почти все части речи.

Этот год характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребенка, которая происходит по нескольким линиям.

Во-первых , расширяется круг речевого общения ребенка. Он мно­го говорит уже не только с близкими взрослыми, но и с другими, мало­знакомыми людьми; с помощью речи он начинает обращаться и к сверстникам. Ребенок обращается ко взрослым по разным поводам: просит, указывает, называет, требует, сообщает, жалуется и пр. Но речь как средство общения в раннем детстве, как правило, непосредственно свя­зана с практической деятельностью детей в наглядной ситуации. Это придает речи форму диалога, то есть прямых ответов на вопросы взрос­лых или вопросов и обращений к ним. Диалог является как бы частью совместной деятельности ребенка со взрослыми, которая еще не отде­ лена от конкретной ситуации взаимодействия.

Во-вторых , резко повышается речевая активность во время игр и самостоятельной деятельности ребенка. Собственная речь ребенка часто сопровождает его предметные действия. Например, ребенок кон­статирует падение ил и перемещение игрушек («мишка упал», «мячик укатился»), комментирует свои действия с кубиками («домик большой не сломается»), подгоняет лошадку («скорей поехали») и пр. Эта речь па первый взгляд не обращена ни к кому, она просто фиксирует дей­ствия ребенка. Однако такая речевая фиксация имеет огромное значе­ние для формирования вербального мышления ребенка.

В-третьих , значительно возрастает интерес детей к речи взрос­лых. Дети уже не только могут слушать и понимать обращенную к ним речь, но и прислушиваются к словам, которые к ним не обращены. 11а третьем году жизни ребенок уже понимает содержание простых ска­зок и стихов и любит слушать их в исполнении взрослых. Они легко запоминают небольшие стихотворения и сказки и воспроизводят их с большой точностью. Они уже пытаются рассказать взрослым о своих впечатлениях и о тех предметах, которые отсутствуют в непосредствен­ной близости. Это значит, что речь начинает отделяться от наглядной ситуации и становится самостоятельным средством общения и мышле­ния ребенка.

Все эти достижения становятся возможными благодаря тому, что ребенок осваивает грамматическую форму речи, которая позволяет свя­зывать между собой отдельные слова независимо от реального положе­ния тех вещей, которые они обозначают. Если на этапе автономной детской речи слова ребенка могут отражать только наглядно воспринимаемое положение вещей, то с развитием грамматической структуры речь ребенка все более отделяется от наглядной ситуации. В начале то или иное объективное отношение предметов выражается средствами лексики языка при опоре на конкретно воспринимаемую ситуацию. Затем выделяется грамматическая форма, выражающая эти отношения еще при наличии предметной ситуации. И наконец, происходит отвле­чение обозначаемых данной грамматической формой отношений.

Эти этапы наглядно выступили в работе Ф. А. Сохина, который изучал значение предлогов у детей от 1 года до 3 лет. Как известно, предлог — грамматическая форма, выражающая отношения между предметами, и ее усвоение является важным показателем освоения грамматического строя языка. В экспериментах Сохина детям предла­галось выполнить самую простую инструкцию: положить один предмет на другой. Предметами служили кружок и кубик, размеры которых все время менялись. Ребенок должен был действовать с предметами разной и одинаковой формы и величины.

В этом исследовании было установлено, что на ранних этапах речевого развития понимание высказываний взрослого определяется в основном неграмматическими моментами. Дети вовсе не выполняли инструкций взрослого, а опирались на ясно выраженные предметные отношения. Размер и назначение предметов как бы диктовали действия ребенка. («Положи кружок на диван»). На втором этапе предлоги выделялись ре­бенком и сами становились носителями объективных отношений между предметами, но их значение еще было связано с конкретными вещами и не отвлечено от них. Например, при предложении большого кубика и маленького кружка инструкция «Положи кружок на кубик» практиче­ски всегда выполнялась правильно, а при противоположной инструкции «Положи кубик на кружок» — правильное выполнение резко снижалось (до 30 %). На следующем этапе грамматические элементы предложений отвлекались от конкретных предметных отношений и становились осо­бой грамматической формой, позволяющей действовать независимо от наглядных отношений предметов.

В усвоении грамматического строя русского языка в раннем детстве выделяются два периода (по данным А. Н. Гвоздева). Первый период — от 1 года 3 месяцев до 2 лет. Это время предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые во всех случа­ях употребляются в одном неизменном виде. На этом этапе существуют две стадии:

  1.  стадия однословного предложения (1 год 3 месяца — 1 год 8 меся­цев); например: «Упала» или «Киса» – в этих высказываниях ребенок обозначает словом только главный для него член предло­жения (подлежащее или сказуемое), остальные члены того же предложения находятся в ситуации и могут быть поняты только из нее и других, невербальных средств ребенка (жестов, мимики и пр.);
  2.  стадия предложений, состоящих из нескольких слов, главным обра­ зом двухсловных предложений, включающих подлежащее и ска­ зуемое («Киса ушла», «Ляля упала»). Второй перио д — от 1 года 10 месяцев до 3 лет. В этот период происходит интенсивное усвоение грамматической структуры предло­ жения, связанное с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Слова связываются в предложения с помощью различных грамматических средств. В пределах этого периода намеча­ ются три стадии:
  • стадия формирования первых форм связи слов в предложения рода, числа, некоторых падежей (1 год 10 месяцев — 2 года 1 месяц);
  •  стадия использования флексийной системы русского языка для вы­ ражения синтаксических связей: изменение окончания существи­ тельных и глаголов, устанавливающее связь слов в предложении (2 года 1 месяц — 2 года 3 месяца);
  • стадия усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений — союзов, предлогов, наречий (2 года 3 месяца — 3 года).

В этот период ребенок в основном овладевает союзами (как, потому что, а, и, когда, только и пр.) и предлогами (над, под, на, рядом и пр.).

Таким образом, уже в пределах диалогической, ситуативной формы речь ребенка приобретает довольно связный характер и позволяет вы­ ражать многие отношения вещей, которые не зависят от непосред­ ственно воспринимаемых предметных отношений и от наглядной си­ туации в целом. Овладение речью как средством преодоления давления наличной ситуации делает возможным такие важнейшие способности ребенка, как управление своим поведением посредством слова.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)