Органы государственной охраны: задачи, функции и основные полномочия

Государственная охрана – деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в РФ и исполнения международных обязательств РФ, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер.

Объекты государственной охраны – лица, подлежащие государственной охране в соответствии с ФЗ «О государственной охране». Охраняемые объекты – здания, строения, сооружения, прилегающие к ним земельные участки (водные объекты), территории (акватории), защита которых осуществляется органами государственной охраны в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны; здания, строения, сооружения, находящиеся в оперативном управлении органов государственной охраны, а также земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании органов государственной охраны; здания, строения, сооружения, земельные участки и водные объекты, предоставленные в пользование органам государственной охраны.

Правовую основу государственной охраны составляют Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ «О государственной охране», другие ФЗ и иные нормативные правовые акты РФ, а также международные договоры РФ.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О государственной охране» государственная охрана осуществляется на основе следующих принципов:

  • законности;
  • уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
  • централизованного руководства;
  • взаимодействия государственных органов обеспечения безопасности;
  • непрерывности, системности и комплексности применения правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер;
  • сочетания гласных и негласных методов деятельности;
  • подконтрольности и поднадзорности;
  • приоритета предупредительных мер.

Государственная охрана осуществляется на основе следующих мер:

  • предоставление объекту государственной охраны персональной охраны, информации об угрозе его безопасности, транспортного обслуживания, бытового обслуживания и обеспечения, безопасного питания, а также обеспечение его санитарно-эпидемиологического благополучия;
  • предупреждение, выявление и пресечение преступных и иных противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;
  • проведение мероприятий, обеспечивающих поддержание общественного порядка на охраняемых объектах, а также на трассах проезда (передвижения) объектов государственной охраны;
  • защита охраняемых объектов, обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутри-объектового режимов;
  • организация связи для нужд органов государственной власти, обеспечение надежного функционирования и информационной безопасности связи при её предоставлении Президенту РФ, Правительству РФ, иным государственным органам, в том числе в военное время и при чрезвычайных ситуациях;
  • организация федеральных информационных систем для информационно-технологического и информационно-аналитического обеспечения деятельности Президента РФ, Правительства РФ, иных государственных органов, а также обеспечение надёжного функционирования этих систем и их информационной безопасности, в том числе в военное время и при чрезвычайных ситуациях.

Государственную охрану осуществляют органы государственной охраны. В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел РФ и внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, органы внешней разведки РФ, Вооружённые силы РФ и иные государственные органы обеспечения безопасности.

К объектам государственной охраны относятся Президент РФ, определённые ФЗ «О государственной охране» лица, замещающие государственные должности РФ, федеральные государственные служащие и иные лица, подлежащие государственной охране в соответствии с ФЗ «О государственной охране», а также главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории РФ.

Президенту РФ со дня официального опубликования общих результатов выборов Президента РФ предоставляется государственная охрана в полном объёме мер, предусмотренных ст. 4 ФЗ «О государственной охране». Президент РФ в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны, и прекратившему исполнение своих полномочий государственная охрана предоставляется в соответствии с федеральным законодательством. В течение срока полномочий Президента РФ государственная охрана предоставляется членам его семьи, проживающим совместно с ним или сопровождающим его. 

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О государственной охране» государственная охрана предоставляется следующим лицам, замещающим государственные должности РФ:

  1. Председателю Правительства РФ.
  2. Председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
  3. Председателю Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
  4. Председателю Конституционного Суда РФ.
  5. Председателю Верховного Суда РФ.
  6. Генеральному прокурору РФ.
  7. Председателю Следственного комитета РФ.

Указанным лицам государственная охрана предоставляется в течение срока их полномочий. В целях обеспечения безопасности государства по решению Президента РФ государственная охрана может быть предоставлена членам Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ, федеральным государственным служащим и иным лицам. Безопасность глав иностранных государств и правительств, членов их семей в период пребывания на территории РФ обеспечивается в соответствии с международными договорами РФ, а также соглашениями между федеральным органом исполнительной власти в области государственной охраны и уполномоченными органами иностранных государств.

К органам государственной охраны относится федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны, а также подразделения федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, осуществляющие отдельные полномочия указанного органа, военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны. В ведении федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны могут находиться научные организации, образовательные организации и иные организации.

Руководство федеральным органом исполнительной власти в области государственной охраны осуществляет Президент РФ.

Основными задачами органов государственной охраны являются:

  • прогнозирование и выявление угрозы безопасности объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;
  • обеспечение безопасности объектов государственной охраны;
  • обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования связи для нужд органов государственной власти;
  • участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;
  • обеспечение защиты охраняемых объектов;
  • выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах и на трассах проезда (передвижения) объектов государственной охраны;
  • обеспечение организации и функционирования федеральных информационных систем, находящихся во владении или в пользовании органов государственной охраны;
    участие в пределах своих полномочий в обеспечении информационной безопасности РФ.
    Органы государственной охраны обеспечивают безопасность объектов государственной охраны, защиту охраняемых объектов, функционирование связи для нужд органов государственной власти и федеральных информационных систем, находящихся во владении или в пользовании органов государственной охраны, во взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления и организациями.

Порядок взаимодействия государственных органов, входящих в состав государственных органов обеспечения безопасности и участвующих в пределах своих полномочий в осуществлении государственной охраны, устанавливается нормативными правовыми актами РФ, а также соглашениями между указанными органами. В целях решения задач государственной охраны к государственным органам и организациям могут быть прикомандированы военнослужащие органов государственной охраны с оставлением их на военной службе в органах государственной охраны. Перечень указанных органов и организаций, а также порядок прикомандирования устанавливается Президентом РФ.

Органы государственной охраны организуют в пределах своих полномочий взаимодействие государственных органов обеспечения безопасности и координируют их деятельность по осуществлению мер государственной охраны. В органах государственной охраны предусмотрены военная служба и федеральная государственная гражданская служба. Органы государственной охраны комплектуются военнослужащими и гражданским персоналом (федеральными государственными гражданскими служащими и работниками) из числа граждан РФ, не имеющих гражданства (подданства) иностранного государства.

Граждане РФ, поступающие на военную службу, федеральную государственную гражданскую службу или на работу в органы государственной охраны, проходят отбор, а также проверку в целях определения их пригодности к военной службе, федеральной государственной гражданской службе или к работе в органах государственной охраны, включающую исследование достоверности сообщаемых ими сведений и выявление обстоятельств, препятствующих приему на военную службу, федеральную государственную гражданскую службу или на работу в органы государственной охраны, в том числе посредством проведения психофизиологического исследования, в порядке, устанавливаемом руководителем федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.

Военнослужащие органов государственной охраны проходят военную службу в соответствии с федеральным законодательством о прохождении военной службы с учётом установленных ФЗ «О государственной охране» особенностей, обусловленных спецификой задач, стоящих перед органами государственной охраны, и обязанностей, возложенных на них. Сотрудники органов государственной охраны при исполнении ими служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства.

Законные требования сотрудников органов государственной охраны обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование исполнению сотрудниками служебных обязанностей, оскорбление их чести и достоинства, оказание сопротивления, угроза или насилие в отношении сотрудников органов государственной охраны, посягательство на их жизнь, здоровье и имущество в связи с исполнением указанными сотрудниками служебных обязанностей влекут за собой ответственность, установленную федеральным законодательством.

Сотрудники органов государственной охраны в своей служебной деятельности не могут быть связаны решениями политических партий и других общественных объединений, им запрещается заниматься предпринимательской деятельностью или оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении такой деятельности, они не вправе совмещать военную службу с другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению ими служебных обязанностей, за исключением случаев, если это вызвано служебной необходимостью.

При исполнении сотрудником органов государственной охраны служебных обязанностей не допускаются применение к нему административных наказаний, его привод и административное задержание, а также личный досмотр, досмотр находящихся при нем вещей, досмотр используемых им транспортных средств без представителя соответствующего органа государственной охраны или без решения суда. Защита жизни и здоровья, чести и достоинства, а также имущества сотрудника органов государственной охраны и членов его семьи от преступных посягательств в связи с исполнением им служебных обязанностей осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

На военнослужащих органов государственной охраны распространяются гарантии правовой и социальной защиты, установленные федеральным законодательством в отношении военнослужащих.

Военнослужащим федеральных органов государственной охраны, непосредственно несущим постовую службу, а также осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в случае, если их принадлежность к названным органам зашифрована, производится зачёт времени военной службы в льготном исчислении для назначения пенсии, присвоения воинского звания и исчисления процентной надбавки за выслугу лет в порядке, определяемом Президентом РФ.

Федеральные государственные гражданские служащие органов государственной охраны проходят федеральную государственную гражданскую службу в соответствии с федеральным законодательством о государственной гражданской службе, трудовым законодательством и ФЗ «О государственной охране». Государственные гарантии трудовых прав и свобод, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников органов государственной охраны осуществляются на основании трудового законодательства. Гражданскому персоналу органов государственной охраны запрещается заниматься предпринимательской деятельностью.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудниками органов государственной охраны служебных обязанностей, а также распространение ими информации (персональных данных) об объектах государственной охраны и иных гражданах, ставшей известной в связи с исполнением ими служебных обязанностей, влечёт за собой ответственность, предусмотренную федеральным законодательством. Сотрудники органов государственной охраны имеют право применять физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и в порядке, которые предусмотрены ФЗ «О государственной охране».

Контроль за деятельностью органов государственной охраны в соответствии со ст. 31 ФЗ «О государственной охране» осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и суды в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, ФКЗ и ФЗ. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы в связи с осуществлением ими депутатской деятельности вправе получать сведения о деятельности органов государственной охраны в порядке, установленном федеральным законодательством.

Надзор за исполнением законов РФ органами государственной охраны осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры. Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам государственной охраны содействие на конфиденциальной основе, представляются соответствующему прокурору на основаниях и в порядке, которые установлены законодательством. Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов государственной охраны в предмет прокурорского надзора не входят.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)