Великобритания

В государственно-правовой жизни Великобритании (Англии) наблюдались те же процессы, что и в США, и в других ведущих буржуазных государствах. Прежде всего, это возросшая роль государства в делах общества, а также частичное и отчасти внешнее расширение демократии, с другой стороны – ее ограничение.

Так, благодаря ряду избирательных реформ в Великобритании было установлено всеобщее избирательное право, а также одинаковая система выборов в городах и графствах – избирательные округа за некоторыми исключениями формировались на основе относительного равенства числа зарегистрированных избирателей.

Демократия в Англии во многом представлена и ограничивалась двухпартийной системой – консерваторы и либералы, а с начала столетия – консерваторы и лейбористы. Решающим в победе на выборах стало ведение широкой агитации среди населения, «воспитание избирателя» с помощью партийных организаций при широкой сети местных партийных отделений и централизации руководства. Двухпартийная система направляла общественное мнение в русло, определяемое руководством партий, которые, однако, чутко реагировали на изменения в общественной жизни. К достижениям демократии следует отнести признание в законе (1964 г.) государственного характера за «оппозицией его (ее) величества». Оппозиция стала привлекаться к согласованию ключевых вопросов, например бюджета, учреждалась оплачиваемая должность лидера оппозиции. В двухпартийной системе Англии отчетливо проявлялась такая фундаментальная основа государственно-правовой жизни, как постоянно меняющееся значение и мера консервативного, стабильного и подвижного, прогрессивного.

С укреплением позиций двухпартийной системы в Великобритании наблюдалось возрастание значения нижней палаты парламента – палаты общин и, наоборот, падение влияния и ограничение прав палаты лордов. Это объяснялось отчасти тем, что палата общин пользовалась авторитетом органа, избираемого населением страны, тогда как лорды представляли лишь самих себя – часть из них занимала места в палате наследственно, другая часть назначалась правительством.

Законом 1911 г. устанавливался приоритет палаты общин в сфере законодательства – для одобрения финансовых биллей (законопроектов) палаты общин не требовалось согласие лордов. Все же принятие нефинансовых биллей лорды могли затормозить на два года, с 1949 г. – на один год.

В XX в. в Великобритании значительно меняются взаимные отношения и вес в государственно-правовой жизни страны парламента (палаты общин) и правительства (кабинета министров).

Согласно установившейся еще в XVIII в. традиции партия, победившая на выборах, формировала правительство. Новое в XX в., однако, усматривается в том, что палата общин, ужесточив партийную дисциплину, следуя за лидером большинства (он же премьер-министр), становится послушным инструментом правительства. О снижении роли палаты общин свидетельствовало и предоставление правительству права в любой момент ставить перед палатой вопрос о прекращении прений и, опираясь на большинство в палате, прекращать такие прения. Непосредственно билль о предоставлении правительству права прекращать прения был принят в 1882 г. в ответ на использование ирландскими депутатами парламентской трибуны для срыва принятия чрезвычайных законов путем обструкции – произнесением речей, чрезвычайно растянутых во времени и не относящихся к делу.

Наиболее заметно ограничение роли парламента и возвышение правительства проявилось в расширении практики делегированного законодательства – предоставлении правительству права издавать законоположения на основе поручения парламента. Так, в 1914–1915 гг. законами об обороне правительству было дано право запрещать любую коммерческую или общественную деятельность «в интересах государственной безопасности». Вслед за широкими народными волнениями в 1920 г. правительство получает право вводить в стране чрезвычайное положение при наличии угрозы снабжения населения. В 1939 г. правительство получает право издавать такие предписания, какие ему представляются необходимыми для обеспечения защиты государства, общественной безопасности, поддержания порядка. Наконец, в 1946 г. делегированное законодательство из временного было преобразовано в постоянный конституционный институт, согласно которому вопросы государственной безопасности, обеспечения жизненно важных функций государства признавались постоянным предметом законодательных распоряжений правительства.

Возросшая и в то же время значительно меняющаяся в зависимости от исторических условий роль государства, исполнительной власти в регулировании общественных процессов особенно заметна в сфере экономики.

Так, в ходе Первой и Второй мировых войн экономика страны почти полностью находилась под регулирующим воздействием государства. Государственное воздействие на экономику было значительно расширено для преодоления тяжелейших последствий мирового экономического кризиса 20–30-х гг. С исчезновением чрезвычайных условий регулирующая роль государства резко снижалась, изменяла формы и объем своего воздействия на экономику.

Новые трудности, возникшие в Великобритании после окончания Второй мировой войны, привели к широкой национализации в ряде областей хозяйственной жизни. Лейбористы, пришедшие к власти в 1945 г., национализировали Английский банк, затем национализации были подвергнуты угольная, газовая промышленности, часть электростанций, предприятий сталелитейной промышленности, внутреннего транспорта, гражданской авиации, средств связи. Государственный сектор охватил 20 % хозяйства страны. Государство стало программировать экономику, регулировать занятость, внешнюю торговлю, широко финансировать программы научных исследований, военные заказы и т. п.

Используя большие возможности государственного централизованного руководства и средства налогоплательщиков, послевоенные экономические трудности Великобритании во многом были преодолены: на передний план выдвинулись задачи повышения рентабельности экономической деятельности и конкурентоспособности производимых товаров. С приходом к власти консерваторов в Великобритании проводится политика ограничения государственного вмешательства в экономику и утверждения принципов свободного рынка, личной инициативы, на основе которой к концу 90-х гг. была осуществлена денационализация ряда предприятий. В результате доля госсектора в английской промышленности сократилась по сравнению с 1979 г. почти наполовину.

В годы после Второй мировой войны лейбористским правительством осуществлялось вмешательство государства и в регулирование социальных отношений. Так, был отменен закон 1927 г., ограничивавший права профсоюзов. В 1948 г. принимаются законы о государственном страховании, о государственном здравоохранении. Новая система социального страхования предусматривала выплату пенсий и пособий ряду категорий населения.

Примечательным в последующие годы было присвоение рыцарских титулов участникам музыкальной группы «The Beatles», что свидетельствовало о направлении регулирующей деятельности государства в области культуры.

Расширение государственных функций неизбежно вело к разрастанию бюрократического аппарата. В Великобритании появляются новые министерства и другие центральные ведомства, общая численность которых превысила 100. Только за 1914–1923 гг. количество чиновников удвоилось. В последующие 50 лет штат отдельных министерств увеличился в 10–20 раз. Корпус государственных служащих в Англии характеризуется стабильностью, высоким уровнем профессионализма и во многом независимостью от смены правительств и победы той или иной партии на выборах, что в решающей мере обеспечивало преемственность государственной политики.

Возросшая роль и политический вес исполнительной власти в Великобритании, отражая типичные черты государственной организации западного типа, не отвергая, все же ограничивают основные принципы парламентской демократии с преимущественным значением выборов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)