Виды эмоций

Эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности влияния на деятельность.
В качественном своеобразии эмоций и чувств выражается то, как относится человек к соответствующему явлению: положительно или отрицательно. В зависимости от того, насколько зна­чима отражаемая в эмоциях и чувствах действительность, раз­личаются глубокие и неглубокие эмоции и чувства.
В зависимости от влияния на активность деятельности эмо­ции и чувства подразделяются на стенические (от греч. sthenos — сила) и астенические. Стенические чувства побуждают к актив­ной деятельности, мобилизуют силы человека. Так, чувства ра­дости или вдохновения стимулируют человека к энергичной деятельности. Астенические эмоции расслабляют человека, па­рализуют его силы.
По структуре деятельности можно выделить базовые эмоции, определяющие стратегические направления жизнедеятельности индивида, и производные от них операциональные эмоции.

Базовые эмоции определяют ценностную направленность индивида, а операциональные — его отношение к различным условиям деятельности. То, что содействует достижению цели, вызывает положительные эмоции, то, что препятствует, — от­рицательные.

Классификация базовых эмоций совпадает с классификаци­ей основных потребностей индивида. Производные же эмоции не поддаются классификации — они так же многообразны, как многообразны условия жизнедеятельности людей. Производные эмоции определяют наиболее эффективные направления в дос­тижении поставленной цели, наиболее значимые для этого средства и условия.
Ведущий эмоционально-регуляционный механизм — эмоция успеха-неуспеха. Эмоция успеха усиливает исходные побужде­ния к цели, эмоция неуспеха тормозит, а иногда и дезорганизует деятельность. Все возможные проявления радости, восторга, удовольствия, с одной стороны, огорчения, расстройства, стресса и аффекта — с другой, представляют собой модификации базовой эмоции успеха-неуспеха.
Человек способен эмоционально предвосхищать свои воз­ можные успехи и неуспехи. Это устраняет ненужные пробные действия. Человек обобщает опыт своих удач и неудач, радостей и огорчений. Он всегда способен с определенной мерой досто­верности определить, «стоит ли игра свеч». В экстремальных ситуациях эмоция успеха-неуспеха трансформируется в аффект восторга, страха или гнева.
Таким образом, все эмоции выстраиваются по вектору био­логической или социально обусловленной значимости различ­ ных явлений для данного индивида.
По содержательному своеобразию эмоции подразделяются на следующие виды:
  • эмоциональный тон ощущения;
  • эмоци­ональный отклик;
  • настроение;
  • конфликтные эмоциональ­ные состояния: стресс, аффект, фрустрация;
  • высшие эмоции — чувства (праксические, нравственные, интеллектуальные, эстетические).
Различные ощущения (запахи, цвета, звуки и т. д.) являются для нас приятными, нейтральными или неприятными.
Эмоцио­нальный тон ощущения — наше отношение к качеству ощуще­ния, психическое отражение потребностных свойств объекта. Нам приятен запах цветов, шум морского прибоя, цвет неба при закате солнца, но неприятен запах гнили, скрежет тормозов.
К отдельным раздражителям возникает даже органическое болезненное отвращение — идиосинкразия (например, к звукам, издаваемым скрежещущим по стеклу металлическим предметом).
Эмоциональное отношение к жизненно важным воздействи­ям передается по наследству. Это позволяет уже при первой встрече организма с вредоносным объектом отреагировать на него. Эмоциональный тон различных воздействий, закрепляясь в памяти, включается затем в различные восприятия и представления.
Эмоциональная память, эмоциональный опыт человека иг­рают существенную роль в тех случаях, когда надо действовать в условиях дефицита понятийной информации.
Эмоциональный отклик — оперативная эмоциональная реак­ция на текущие изменения в предметной среде. (Например, вы увидели красивый пейзаж — возникает эмоциональный отклик.)
Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбуди­мостью человека, его эмоциональным тонусом. Одним из видов эмоционального отклика является синтония — сопереживание эмоционального состояния других людей — важнейшее соци­альное качество человека. Способность к эмоциональному созвучию зависит от усло­вий воспитания. Люди, воспитывавшиеся в условиях недоста­ точного эмоционального контакта либо пресыщения эмоцио­нальными контактами, становятся малоспособными к эмоциональному сопереживанию.
Настроение — общий эмоционально-фоновый уровень психи­ческой деятельности, обусловленный личностной значимостью си­туативных или устойчивых факторов. Основной особенностью настроения является его иррадиация — распространение на все сферы деятельности, влияние на общий жизненный тонус ин­дивида.
Состояние радости, восторга, печали или тоски — интегративное проявление общей психической организованности чело­века, результат общей личностной реакции на определенные обстоятельства.
Пониженное настроение может быть вызвано биохимичес­кими процессами в нашем организме, неблагоприятными  ат­мосферными явлениями или эмоциональными циклами данно­го индивида.
В зависимости от преобладания в опыте человека соответ­ствующее настроение становится устойчивым, характерным для него. Необходимо дорожить хорошим настроением, культиви­ровать его. Оно стимулирует активную плодотворную деятель­ность, улучшает отношения между людьми.
Человек может в известной мере регулировать свое настрое­ние, сосредоточивая сознание на положительных сторонах жиз­ни, перспективах ее улучшения.
Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация).
Стресс (от англ. stress — давление, напряжение) — нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным экстре­мальным воздействием; состояние необходимости тотальной мобилизации сил организма и психической деятельности на поиск выхода из очень трудного, опасного положения. Звучит резкий сигнал тревоги на корабле, который уже начинает давать крен. Пассажиры мечутся по палубе корабля… Автомобиль по­пал в тяжелую аварию. Человеку предъявляют тяжкое необоснованное обвинение… Таковы типичные картины стрессовой ситуации.
Понятие стресса введено канадским ученым Г. Селье в 1936 г. Он определил стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма (адаптационный синдром) на воздействия, вызывающие физическую или психическую травму.
В развитии стрессового состояния Селье выделил три этапа: 1) тревога; 2) сопротивление; 3) истощение.
Реакция тревоги (алярм-реакция) состоит из фазы шока (деп­рессия центральной нервной системы) и фазы противошока, когда восстанавливаются нарушенные психические функции.
Стадия сопротивления (резистентности) характеризуется возникновением устойчивости к действию стрессоров. При их длительном воздействии силы организма иссякают и наступает стадия истощения, зарождаются патологические дистрофичес­кие процессы (приводящие иногда к гибели организма).
В дальнейшем Р. Лазарус ввел понятие психического (эмоци­онального) стресса. Если физиологическими стрессорами явля­ ются крайне неблагоприятные физические условия, вызывающие нарушение целостности организма или его функций (очень высокие и низкие температуры, острые механические и хими­ческие воздействия), то психическими стрессорами являются те воздействия, которые сами люди оценивают как очень вредные для своего благополучия. Это зависит от опыта людей, их жиз­ненной позиции, нравственных оценок, способности адекватно оценивать ситуацию и т. п.
Характер стрессовой ситуации зависит не только от оценки вредности стрессора данным человеком, но и от умения реагировать на него определенным образом. Человек способен на­учиться адекватному поведению в различных стрессовых ситуа­циях (в аварийных ситуациях, при внезапном нападении и т. п.), использовать средства психологической защиты.
Выход из стрессового состояния связан с адаптационными возможностями конкретного индивида, развитостью его аварий­но-защитных механизмов, его способностью к выживанию в крайне тяжелых обстоятельствах. Это зависит от опыта пребы­вания человека в критических ситуациях, а также от его врож­денных качеств — силы нервной системы.
В преодолении стресса проявляются два поведенческих типа личности: интерналы, рассчитывающие только на себя, и экстерналы, рассчитывающие преимущественно на помощь других людей. В стрессовом поведении выделяются также тип «жерт­вы» и тип «достойного поведения».
Стресс опасен для жизни, но он и необходим для нее: при австрессе («хорошем» стрессе) отрабатываются адаптационные механизмы индивида.
Если стрессовая ситуация создает угрозу благополучию груп­пы людей, то в малосплоченных группах происходит групповая дезинтеграция — возникает активное непризнание роли руко­водителя, нетерпимость в межличностных отношениях. Так,перед угрозой разоблачения распадается связь между членами преступной группы, возникает внутригрупповая «грызня», чле­ны группы начинают искать индивидуальные выходы из конф­ликтной ситуации.
Возможен и неадаптивный уход от стрессовой ситуации: индивид направляет свою активность на решение второстепен­ных проблем, уходит от «давления жизни» в мир грез и несбы­точных мечтаний.
Итак, стресс может оказывать как мобилизующее (австресс), так и угнетающее (дистресс) влияние. Для формирования адап­тивного поведения человека необходимо накопление опыта его пребывания в трудных ситуациях, овладение способами выхода из них.
Однако стратегические защитные психофизиологические резервы организма нужно использовать лишь в решающих жиз­ ненных ситуациях; необходимо адекватно оценивать встречаю­щиеся на жизненном пути трудности и правильно определять место и время для генеральных жизненных «сражений».
Негативно-стрессовые явления возникают в случаях длитель­ного пребывания индивида или социальной общности в услови­ях нормативной неопределенности, затяжного ценностного противоборства, конфликта норм.
Стрессогенный характер может приобрести длительная изо­ляция социальной группы. При этом снижается уровень внутригрупповой солидарности, возникает межличностная разоб­щенность, эгоцентрическая замкнутость отдельных индивидов. Ситуация становится взрывоопасной.
Устойчивость к стрессу может специально формироваться. Существует ряд приемов самозащиты человека от травмирую­щих нагрузок в критических ситуациях. Стрессовые ситуации могут возникать внезапно и постепенно. В последнем случае человек некоторое время находится в предстрессовом состоя­нии. В это время он может принять меры с целью соответству­ющей психологической защиты.
Одним из таких приемов является рационализация надвигаю­щегося отрицательного события, его всесторонний анализ, сни­жение степени его неопределенности, вживание в него, предва­рительное привыкание к нему, устранение эффекта внезапности.
Психотравматическое воздействие стрессовых ситуаций можно снизить путем их обесценивания, снижения их значения или даже путем предельного мысленного усиления возможных отрицательных последствий предстоящих событий. Реальность же может быть легче ожидаемых кризисных ситуаций.
Военный разведчик, длительное время пребывая во враждебном окружении, со временем стал бояться разоблачения. Стремясь овла­деть своим тревожным эмоциональным состоянием, он умышленно усилил его, внушая себе, что когда-нибудь он обязательно будет рас­крыт. Чувство страха у него стало таким сильным, что он как бы пере­жил свою смерть, и после этого уже не испытывал страха, владел собой в самых рискованных ситуациях.

Стресс следует отличать от аффекта

Аффект (от лат. affectus — душевное волнение) — внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (его сужении) и крайней активизации им­пульсивных реакций.
Аффект — эмоциональный взрыв в условиях остроконфлик­тной ситуации, опасности личностного поражения. Глубокая обида от тяжкого для данного человека оскорбления, внезапное возникновение опасности, грубое физическое насилие — все эти обстоятельства в зависимости от индивидуальных свойств лич­ности могут вызвать аффект.
Состояние аффекта характеризуется значительным наруше­нием сознательной регуляции действий человека. Поведение человека при аффекте регулируется не заранее обдуманной це­лью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные, подсознательные действия. В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм со­знательной деятельности — избирательность в выборе поведен­ческого акта, резко изменяется привычное поведение человека, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное, представление.
Это «сужение сознания» при аффекте с нейрофизиологичес­ кой точки зрения связано с нарушением нормального взаимо­действия возбуждения и торможения. В состояния аффекта страдает прежде всего тормозной процесс, возбуждение начина­ет беспорядочно распространяться в подкорковые зоны мозга, эмоции теряют контроль со стороны сознания.
Подкорковые образования при аффектах приобретают опре­деленную автономию, что выражается в бурных примитивных реакциях. «Человек выявляется своими инстинктами, какой он есть, без социальной покрышки при помощи больших полуша­рий».
Аффект вызывает резкое нарушение уравновешенности не­рвных процессов, их «ошибку», сопровождается сдвигами в си­ стеме нервных связей, значительными изменениями химизма крови, нарушениями в деятельности вегетативной нервной си­стемы и сердечной деятельности, в психомоторной регуляции (жестикуляция, специфические мимические выражения, резкий крик, плач и т. п.). Состояние аффекта связано с нарушением ясности сознания и сопровождается частичной амнезией — рас­стройством памяти.
Во всех многообразных проявлениях аффекта (страх, гнев, отчаяние, вспышка ревности, порыв страсти и т. п.) можно вы­делить три стадии.
На первой стадии резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в действительности; на второй — перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми действиями; на заключительной стадии спа­дает нервное напряжение, возникает состояние депрессии и частичной амнезии.
Субъективно аффект переживается как состояние, как бы навязанное человеку извне, помимо его воли. Однако усилен­ным волевым контролем в начальной стадии развития аффекта его можно не допустить. Важно сосредоточить сознание на крайне отрицательных последствиях аффективного поведения.
К числу приемов преодоления аффекта относятся: произволь­ная задержка двигательных реакций, изменение обстановки, переключение на другую деятельность.
Однако самое важное условие преодоления отрицательных аффектов — моральные качества личности, ее воспитание. Аф­фект возникает при дефиците адаптивных средств поведения. Люди с неуравновешенными процессами возбуждения и тормо­жения более склонны к аффектам, однако эта склонность мо­жет быть преодолена путем самовоспитания.
Аффект может возникать и в результате воспоминаний о травмирующем событии (следовой аффект), а также вследствие накопления чувств.
Аффективные действия эмоционально-импульсивны, т. е. побуждаются чувствами: они не имеют осознанного мотива.
Фрустрация (от лат. frustratio — неудача, обман) — конфлик­тное отрицательно-эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими непреодоли­мыми препятствиями на пути достижения высокозначимых це­лей.
У каждого человека есть свои заветные цели, предметы базо­вых потребностей. Деятельность по их достижению для человека особенно существенна, значима и притягательна. Однако на пути
По достижению заветных целей нередко возникают труднопреодо­лимые или совсем непреодолимые препятствия. Рушатся надеж­ды, жизненные планы — возникает состояние фрустрации.
До этого у человека произошла энергетическая мобилизация для достижения данной цели, психическая установка на данное целедостижение. И вот все рухнуло. Возникает резкое психическое затопление индивида в своей собственной избыточной энергетизации. Невеста прямо со свадьбы ушла к другому. Хрупкая ваза, создававшаяся мастером много месяцев, сброше­на кошкой на пол. Страстно желаемая вещь «схвачена» преды­дущим покупателем. Обвиняемому, уверенному в своей непо топляемости, внезапно предъявляется основная изобличающая улика. Во всех этих и подобных случаях возникает состояние фрустрации. Внезапно возникшая «запруда» энергетизации ищет выхода и очень часто преобразуется в бурные агрессивные действия.
В случае неустранимости причин фрустрации (невозврати­мое потерь) может возникнуть глубокое депрессивное состоя­ние, связанное со значительной и продолжительной дезоргани­зацией психики (ослабление памяти, способности к логическо­му мышлению и т. п.).
Трудноопределимость фрустрации связана с тем, что человек не может устранить причины такого состояния. Поэтому в сос­тоянии фрустрации человек ищет какие-либо компенсирую­щие выходы, уходит в мир грез, иногда возвращается к более ранним стадиям психического развития (регрессирует).

Высшие эмоции человека — чувства

Чувства — эмоциональная форма отражения социально значи­мых явлений.
Низшие, ситуативные, эмоции связаны с удовлетворением биологических потребностей, высшие эмоции — чувства связа­ны с личностными, социально значимыми ценностями.
Чувства — базовые эмоционально-смысловые компоненты личности, они формируются по мере интернализации индиви­дом социальных ценностей.
В переводе социально значимых явлений в эмоциональную сфе­ру индивида.
Чувства человека иерархически организованы — у каждого индивида есть доминирующие чувства, определяющие его лич­ностную направленность.
Различаются праксические, нравственные, эстетические и интеллектуальные (познавательные) чувства.
Праксические чувства (от греч. praxis — опыт, практика) — чувства, возникающие в практической деятельности. Еще Аристо­тель говорил, что видов чувств столько, сколько видов деятель­ности.
Нравственные чувства — эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам. Нравствен­ные чувства основаны на принятом в данном обществе понима­нии добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедли­вости.
Совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения называется моралью, теория этих норм и правил — этикой, а практическая их реализация — нравственностью.
Нравственные чувства образуют высший механизм человеческой саморегуляции — нравственный закон внутри нас. Они образуют непроизвольную мотивационную сферу поведения личности. Поведение человека формируется через формирова­ние его доминирующих нравственных чувств.
Регуляционная роль нравственных чувств первична — они могут подстраивать под себя и доводы разума. В межличност­ных отношениях они играют решающую роль.
Между сознанием и поведением индивида нет прямой связи. Нельзя обучить нравственности — моральные правила могут быть привиты лишь к «дереву чувств». Нравственный человек — это не человек, боящийся плохого поступка, а испытывающий высокое наслаждение от хорошего.
Нравственность не следует трактовать как внутреннюю по­лицию духа. Нравственность свободна по своей сущности. Не угрозы и запреты формируют нравственную личность; она формируется в гуманных условиях социального бытия, в условиях повышенной социальной ответственности окружаю­щих людей, неизменно исполняющих свой социальный долг.
Чувство долга — это осознание и принятие человеком соци­альных обязанностей. Оно коррелирует с чувством совести и чести.
Совесть — способность личности к нравственному самокон­тролю, критерий ее нравственного самосознания.
Чувство чести — повышенная эмоциональная чувствитель­ ность по отношению к тем сторонам поведения, которые наи­более значимы для данного общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.
Чувства долга, социальной ответственности, совести и чести составляют основу социально адаптированного поведения. Все эти нравственные чувства связаны с повышенным самоконтролем личности, ее духовным самопостроением.
Нравственные решения, принимаемые в трудных ситуаци­ях, — это утверждение индивидом своей человеческой сущности.
Эстетические чувства (от греч. aisthetes — чувствующий) — восприимчивость к прекрасному в окружающей предметной и со­циальной среде, придание прекрасному ценностного значения.
Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предметов и явлений, художественное достоинство произведе­ний искусства — один из основных показателей психической развитости индивида, его способности дифференцировать пре­красное и безобразное, возвышенное и низменное.
Сущностная особенность человека состоит, в частности, и в его способности созидать и воспринимать мир в соответствии с эталоном прекрасного. Прекрасное как эстетическая ценность отличается от нравственных и теоретических ценностей (от доб­ра и истины) тем, что оно связано с непосредственно чувствен­ным отражением соответствия действительности ее высшим эталонам.

Интеллектуальные чувства. Радость познания — одно из са­мых сильных чувств, ради которых человек устремляется в космос и спускается на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих житейских потребностей. Возникновение и удовлетворение познавательной потребно­сти связано с особыми психическими состояниями, интеллек­туальными чувствами — любопытством и любознательностью.

Любопытство — направленность сознания на снятие неопре­деленности с той или иной проблемной ситуации. Так, уличное происшествие привлекает толпу, необычные посетители обра­щают на себя внимание присутствующих — во всех этих случаях действует ориентировочный рефлекс, лежащий в основе состо­яния любопытства. Но состояние любопытства прекращается сразу после его удовлетворения, оно не служит основой для дальнейшего по­знания. Чем выше культурный уровень человека, уровень его психического развития, тем он более любознателен. Любозна­ тельность — устойчивое состояние познавательной направлен­ности личности.

Одно из самых ценных интеллектуальных чувств человека — неудовлетворенность достигнутыми знаниями, испытываемая им радость познания.

Все чувства человека взаимосвязаны — они образуют эмоциональную сферу личности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)