Виды игр и другие формы деятельности дошкольника

  1. Режиссерская игра
  2. Игра-драматизация

Помимо сюжетно-ролевой игры, которая является главной и ведущей деятельностью дошкольника, существуют другие виды игр, среди ко­торых обычно выделяют «режиссерские игры», «игры-драматизации» и «игры с правилами» (подвижные и настольные).

Режиссерская игра очень близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что ребенок действует не с другими людьми (взрослыми или сверстниками), а с игрушками, изображающими различные персонажи. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся дей­ствующими лицами игры ребенка, а он сам выступает как режиссер, управляющий и руководящий действиями своих «актеров». Поэтому такая игра и получила название режиссерской.

В отличие от этого, в игре-драматизации актерами являются сами дети, которые берут на себя роли каких-либо литературных иди теат­ральных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумы­вают сами, а заимствуют из сказок, фильмов или спектаклей.

Игры с правилами не предполагают какой-либо определенной роли. Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры опре­деляются здесь правилами, которые должны выполняться всеми. Ти­пичными примерами подвижных игр с правилами являются хорошо всем известные прятки, салочки, классики, скакалки и пр. Настольно- печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно имеют сорев­новательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила. Поэтому они требуют высокой степени произвольного поведе­ния и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основ­ном для старших дошкольников.

Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных способностей ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников.

Но игра — не единственная деятельность в дошкольном возрасте. В этот период возникают различные формы продуктивной деятельности детей. Ребенок рисует, лепит, строит из кубиков, вырезает. Общим для всех этих видов деятельности является создание того или иного результата, продукта — рисунка, постройки, аппликации. Каждый из этих видов де­ятельности требует овладения особыми способом действий, особыми умениями, и главное — представления о том, что ты хочешь сделать.

Особое внимание психологов и педагогов привлекает детский ри­сунок.

Изобразительная деятельность взрослых и детей существенно раз­личается. Если для взрослого главное — получить результат, то есть изобразить что-то, то для ребенка результат имеет второстепенное значение, а на первый план выступает сам процесс создания рисунка. Дети рисуют с большим увлечением, много говорят и жестикулируют, но часто выбрасывают свои рисунки, как только они окончены. Кроме того, дети не запоминают, что именно они рисовали.

Еще одно важное отличие детских рисунков заключается в том, что они отражают не только зрительное восприятие, а весь сенсорный (главным образом двигателыю-осязательный) опыт ребенка и его представления о предмете. Поэтому одежда изображенного человека может быть «прозрачной», потому что ребенок знает, что под ней находятся руки и ноги, а некоторые части тела, которые кажутся неважными (уши, волосы, пальцы и даже туловище), могут совсем отсутствовать. Младшие дошкольники рисуют человека в виде «головонога», у кото­рого руки и ноги растут прямо из головы. Это значит, что в образе взрослого для него главное — лицо и конечности, а все остальное осо­бого значения не имеет.

Другой формой продуктивной деятельности дошкольника является конструирование — целенаправленный процесс создания определен­ного результата. В дошкольном возрасте это обычно постройки из ку­биков или разного рода конструкторов. Конструктивная деятельность требует своих способов и приемов, то есть особых операциональнотех­ нических средств. В процессе конструирования ребенок учится соот­носить размер и форму различных деталей, выясняет их конструктив­ные свойства.

Выделяют следующие три вида конструктивной деятельности ре­бенка.

Первый и наиболее элементарный — это конструирование по об­разцу. Ребенку показывают образец будущей постройки или показывают, как нужно строить, и просят воспроизвести заданный образец. Такая деятельность не требует особого умственного и творческого напряже­ния, но требует внимания, сосредоточенности, и главное — принятия самой задачи «действовать по образцу».

Второй тип — конструирование по условиям. В этом случае ребе­нок начинает строить свою конструкцию не на основе образца, а на основе условий, которые выдвинуты задачами игры или взрослым. На­пример, ребенку нужно построить и обнести забором два домика — для гусей и для лисы. При выполнении этой задачи ему нужно соблюдать по меньшей мере два условия: во-первых, домик лисы должен быть больше, а во-вторых, домик гусей должен быть обнесен высоким забо­ром, чтобы лиса в него не проникла.

Третий тип конструктивной деятельности — конструирование по замыслу. Здесь ничто не ограничивает фантазии ребенка и самого строительного материала. Этого типа конструирования обычно требу­ет игра: здесь можно сооружать не только из специального строительного материала, но и из любых окружающий предметов: мебели, палок, зонтов, кусков ткани и пр.

Все эти типы конструирования — не этапы, последовательно сме­няющие друг друга. Они сосуществуют и перемежают друг друга в за­висимости от задачи и ситуации. Но каждый из них развивает определенные способности.

Помимо игровой и продуктивной деятельности, в дошкольном дет­стве появляются отдельные предпосылки учебной деятельности ре­бенка. И хотя в своем развитом виде эта деятельность складывается лишь за пределами дошкольного возраста, отдельные ее элементы возникают уже сейчас. В отличие от продуктивной, учебная деятельность направлена не на получение внешнего результата, а на целенаправлен­ное изменение самого себя — на приобретение новых знаний и способов действия. По мнению Л. С. Выготского, программа обучения дошколь­ников должна удовлетворять двум основным требованиям:

1) приближать ребенка к школьному обучению, расширяя его круго­зор и подготавливая к предметному обучению;

2) быть программой самого ребенка, то есть отвечать его актуальным интересам и потребностям.

В дошкольном возрасте становится возможным (и широко практи­куется в нашей стране) целенаправленное обучение детей на занятиях. Но оно является эффективным лишь в том случае, если отвечает инте­ресам и потребностям самих детей. Одним из наиболее распространен­ных методов включения учебного материала в интересы детей является  использование игры (в частности дидактической) как средства обуче­ния дошкольников.

Соотношение игровой и учебной деятельности детей — большая са­мостоятельная проблема дошкольной педагогики, которой посвящено немало исследований.

Таким образом, можно видеть, что в дошкольном возрасте появля­ются новые виды деятельности ребенка. Однако ведущей и наиболее специфичной для этого периода является сюжетно-ролевая игра, в ко­торой зарождаются и первоначально развиваются все другие формы деятельности дошкольника.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)