Влияние общения со взрослым на развитие младенца

  1. Опыты В. Кондон и Л. Солдер
  2. Гармоничность и синхронность

Связь матери и ребенка явилась предметом пристального изучения психологов психоаналитического направления, которые внесли важ­нейший вклад в изучение младенчества (Р. Спиц, Дж. Данн, Дж. Боулби, М. Эйсворт и др.). Жизненная важность этих связей стала очевид­ной в период второй мировой войны, когда множество детей уже с младенческого возраста были разлучены со своими матерями и поме­щены в различные детские приюты и дома ребенка.

Несмотря на нормальное питание и хорошее медицинское обслужива­ние, которые обеспечивались в этих заведениях, дети в них заболевали какой-то странной болезнью. Они теряли аппетит, жизнерадостность, пе­реставали двигаться, их обычным занятием становилось сосание пальца или манипуляции с гениталиями. При этом взгляд ребенка был бессмыс­ленно устремлен в одну точку, а тело ритмично раскачивалось. Жизнь постепенно угасала, и нередко такие дети умирали, не достигнув года.

Психологи поняли, что все эти симптомы связаны с дефицитом об­щения со взрослым. Ребенку недостаточно удовлетворять свои органи­ческие потребности (есть, пить, спать). Ему необходимо постоянно ощущать близкого взрослого — видеть его улыбку, слышать его голос, чувствовать его тепло. Именно эти «лекарства» помогали вылечить больных детей.

Выше мы уже отмечали, что при дефиците общения у маленьких детей возникает болезнь, названая «госпитализмом». Наиболее тяже­лые формы госпитализма сопровождаются «аналитической депрессией», симптомы которой были описаны выше. Представители психоана­литического направления впервые обратили внимание на тот факт, что при дефиците общения со взрослым психическое развитие ребенка рез­козамедляется и искажается. Они показали, что общение с матерью не только приносит младенцу массу радостных переживаний, но и явля­ется совершенно необходимым условием его физического выживания и психического развития. Однако само общение в рамках этого направ­ления рассматривалось как реализация врожденных инстинктов или либидозных тенденций. Младенец рассматривался как чисто природ­ное, натуральное существо, которое в дальнейшем постепенно социа­лизируется. Связь с матерью обеспечивает ему защиту, безопасность, эмоциональный комфорт и удовлетворение всех его потребностей.

В отличие от этого взгляда, в культурно-исторической концепции младенец рассматривается как «максимально социальное существо», живущее в совершенно уникальной социальной ситуации развития.

Итак, младенец изначально живет в непосредственной общности со взрослым. Но это не означает, что он является пассивным приемником внешних воздействий, исходящих от взрослого. Ребенок с самого нача­ла вполне активно реагирует на мир и на окружающих взрослых. Многочисленные исследования взаимодействия матери и ребенка выявили специфическую активность ребенка в этой паре. Младенец способен не просто пассивно подчиняться матери, но и активно регу­лировать свое взаимодействие с ней. Он может привлекать к себе ее внимание, направлять ее взгляд на определенный предмет, управлять ее действиями. Во взаимодействии матери и младенца наблюдается удивительная согласованность и взаимность.

Множество исследова­ний свидетельствуют о взаимозависимости между взглядами, вокали­зациями и мимикой матери и ребенка.

Так, например, в исследовании X. Р. Шаффер мать и ребенок помещались в светлую комнату с множеством ярких игрушек. По ходу эксперимента в их поведении выявилось большое сходство. Мать и ребенок имели яв­ную тенденцию смотреть на один и тот же предмет, причем определял на­правление взгляда сам ребенок, а мать подстраивалась под его действия.

К. Гарвей изучала стереотипные игры взрослого и младенца первых месяцев жизни и обнаружила, что младенец выступает в них как актив­ный партнер, управляя поведением взрослого с помощью взгляда. Младе­нец то смотрит на взрослого, то отводит взгляд в сторону, то снова смот­рит на него, как бы побуждая посмотреть в нужную ему сторону.

Опыты В. Кондон и Л. Солдер обнаружили способность новорожден­ного уже в первые дни жизни двигаться синхронно ритму речи взрослых. Причем синхронизация движений младенца возникала только в ответ на звуки осмысленной речи. Ни бессмысленный набор слогов, ни чистый тон или музыкальная фраза не вызывали аналогичных движений мла­денца. Такие непроизвольные движения, синхронные звукам речи, автор назвал «неуловимым балетом».

Еще одна метафора, характеризующая гармонию взаимодействия матери и младенца, связана с образом вальса. Именно с этим танцем сравнивал В. Штерн ритмичное взаимное приближение и отдаление матери и младенца при их взаимодействии. В основе такого взаимо­действия лежит обмен обращениями и чередование ролей: мать и мла­денец попеременно используют мимику, взгляд и вокализации, рит­мично включая свою активность и останавливая ее при обращениях партнера.

Гармоничность и синхронность взаимодействия матери и ребенка составляют важнейший факт психологии младенчества, который сви­детельствует о том, что не только ребенок «приспосабливается» к ма­тери, но и она подстраивается под действия ребенка. Ребенок и мать взаимно изменяют и развивают друг друга. В этой способности к гар­моничному взаимодействию и в общей настроенности на общение со взрослым и проявляется активность младенца

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)