Внешние условия деятельности

Внешние условия деятельности в качестве особого ее структурного момента, или фактора, выделяются многими исследователями.

Внешние условия — это, прежде всего, физическое окружение деятеля: воздух с определенным составом и температурой, источники света, обеспечивающие ту или иную степень освещенности рабочего места, рабочая мебель, объекты, продуцирующие или устраняющие акустические шумы и вибрации, и прочее.

К.Маркс, анализируя трудовую деятельность рабочего на капиталистическом предприятии, писал о грабеже «всех условий, необходимых для жизни рабочего во время труда: пространства, воздуха, света, а также всех средств, защищающих рабочего от опасных для жизни или вредных для здоровья условий процесса производства».

Другой аспект внешних условий — социальный. Речь идет о психологическом «климате», в котором работает человек. С. Л. Рубинштейн писал о влиянии социального окружения на протекание деятельности и ее результаты: «Известно, насколько легче бывает делать свое дело в доброжелательном, чем в недоброжелательном окружении.

Недоброжелательное окружение сразу сковывает, парализует, особенно очень чувствительных и неустойчивых людей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, они сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны. Но и в отношении менее чувствительных людей должно быть признано то положение, что технически, объективно одна и та же задача является психологически задачей различной трудности, когда ее приходится решать в различных социальных ситуациях».

Придание внешним условиям статуса самостоятельного структурного момента деятельности представляется оправданным в плане анализа деятельности. Вместе с тем очевидна известная условность такого вычленения.

Во-первых, эта реальность имеет собирательный, суммарный характер: внешние условия составляют самые разнообразные объекты окружающей среды со всеми их параметрами.

Во-вторых, при дальнейшем рассмотрении оказывается, что объекты, составляющие внешние условия, сами являются структурными моментами действий, направленных на генезис субъекта, предмета либо средства данной деятельности. Эти объекты соотносятся с тем или иным из данных структурных моментов, «растворяясь» в нем.

Например, из выше приведенного отрывка из работы С. Л. Рубинштейна ясно, что благожелательное отношение к работающему человеку со стороны других людей представляет один из факторов (условий) генезиса субъекта деятельности. На генезис субъекта (предварительный и поддерживающий) направлено обеспечение и многих физических компонентов внешних условий, таких как воздух с определенными свойствами, освещение и т. п. В самом деле, иначе человек оказывается неработоспособным, а следовательно, не может быть субъектом деятельности.

Конечно, далеко не все составляющие внешних условий деятельности имеют отношение к поддержанию существования ее субъекта.

Предмет или средство деятельности также могут задавать определенные требования к среде, в которой она производится; в данном случае среда должна рассматриваться как условия генезиса соответственно предмета или средства. Например, в некоторых видах операций микробиологические объекты требуют стерильности воздуха, заданного уровня освещенности, температурного режима и др. — в противном случае они перестают существовать как предмет данных операций.

Есть объекты, нуждающиеся в вакууме или, наоборот, в высоком давлении извне и пр. Вполне конкретные требования к внешним условиям могут исходить и от средства деятельности. Понятно, что жизнедеятельность работающего человека может требовать совсем иных показателей характеристик физической среды.

При использовании в роли предмета или средства других людей (или достаточно высокоорганизованных животных) «психологический климат» деятельности имеет существенное значение и для их функционирования.

Процесс деятельности имеет обычно «слоистое» строение: функционированию системы структурных моментов в каждом отдельно взятом микроцикле предшествует их генезис; этим объясняется тот факт, что на «макроуровне» далеко не всегда удается выделить объекты-причины и объекты-следствия.

Необходимо иметь в виду следующее: хотя объекты, составляющие внешние условия деятельности, существуют одновременно с объектами — внутренними условиями, логически они предшествуют им, поскольку поддерживают их существование в требуемых данной деятельностью качествах.

Особое место занимает такое условие деятельности, как время, отводимое на ее выполнение. Если исходить не из слова, а из реальности, которая стоит за ним, окажется, что наличие (отсутствие) времени для выполнения деятельности означает не что иное, как наличие (отсутствие) какого-либо из ее вещественных структурных моментов в данном временном интервале. Например, когда говорят: «Мне некогда это делать», имеется в виду ограничение существования во времени субъекта некоторой деятельности; когда выдают напрокат вещь для использования в течение определенного срока, ограничивается существование во времени орудия этой деятельности либо какого-то значимого компонента внешней среды.

Таким образом, время как условие деятельности нельзя сравнивать с ее внешними условиями — оно фактически приравнивается к какому-то из ее субстанциальных условий, это своеобразная количественная характеристика их существования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)