Вспомогательные методы детской психологии

Кроме основных методов исследования — наблюдения и эксперимен­та, в детской психологии используются и вспомогательные методы. К ним относятся анализ результатов детской деятельности (рисун­ков, поделок, сочиненных детьми сказок и пр.) и метод беседы (или интервью).

Особенно широко используется анализ детских рисунков. В детских рисунках отражаются эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окру­жающими.

 

Однако интерпретация детских рисунков требует высокой квалификации  и большого опыта работы с этим материалом.

 

Кроме того, она никогда не может быть определенной и однозначной и всегда предполагает некоторый субъективизм исследователя. Поэтому в серь­езных исследованиях этот метод может использоваться только как до­полнительный или вспомогательный.

Метод беседы (вопросов или интервью) можно использовать только после 4- 5 лет, когда дети достаточно хорошо владеют речью, и в весьма ограниченных пределах.

 

Дело в том, что дети дошкольного возраста еще не могут выразить словами свои мысли и переживания, поэтому их ответы обычно бывают краткими, формальными и воспроизводящими слова взрослого.

 

Подбор вопросов для беседы с детьми — большое ис­кусство. Они должны быть понятны и интересны для ребенка и ни в коем случае не содержать подсказки. Беседа с ребенком также мо­жет быть использована только как вспомогательный, второстепен­ный метод

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)