Банкротство-институт, банкротство-инструмент, система банкротства
Дифференцируют банкротство как институт, как инструмент и как систему.
Институт банкротства – совокупность условий, правил, механизмов и норм, которые определяют производственно-финансовое положение предприятия, направленных на санирование экономики.
Институт банкротства позволяет решить две задачи: во-первых, обеспечить должнику защиту от кредиторов, требования которых он не в состоянии удовлетворить, во-вторых, защитить интересы каждого кредитора от неправомерных действий должника и других кредиторов, обеспечив сохранность имущества и справедливое его распределение между кредиторами.
Институт банкротства возникает вместе с институтом собственности и является необходимым элементом функционирования собственности с момента ее появления до полной ликвидации. Банкротство предприятий является одним из атрибутов современного хозяйствования и проявляется в способности национальной экономики к постоянному восстановлению равновесия на микро- и на макроуровне. По мере усложнения отношений собственности, возникновения новых вариантов взаимной обусловленности формировался институт банкротства, призванный регулировать спорные моменты между субъектами собственности в процессе их взаимодействия.
Институт банкротства вырастает из банкротства-инструмента, призванного цивилизованным путем выводить из строя неэффективные единицы хозяйствования. В результате действия данного инструмента ускоряется перелив финансового и трудового капитала, а также других видов ресурсов внутри отрасли, на межотраслевом уровне и, наконец, между хозяйствами разных стран.
Банкротство-инструмент выделяется:
- по целям;
- способам разрешения целей.
Целью банкротства-инструмента, или собственно банкротства, является ликвидация тех предприятий, которые замыкают на себе неэффективность и нестабильность. Эта цель достигается в результате однонаправленных действий кредиторов, партнеров, финансовых и правовых органов.
Ликвидация предприятия-должника осуществляется в процессе конкурсного производства, основными признаками которого являются:
- назначение специального лица (как правило, судом) для управления имуществом должника;
- отстранение должника от управления своим имуществом;
- приостановление индивидуальных требований кредиторов;
- возможность отказа в судебном порядке специальным лицом от сделок, совершенных должником до начала конкурсного производства;
- формирование конкурсной массы за счет всего имущества, принадлежащего должнику;
- удовлетворение претензий кредиторов за счет имущества, составляющего конкурсную массу в соответствии с установленным приоритетом.
В рамках банкротства как инструмента происходит удовлетворение требований всех кредиторов по уплате задолженности. При этом не учитываются интересы наемного персонала, интересы бывших партнеров и их возможное банкротство в силу взаимозависимости хозяйственных связей и другие возможные последствия банкротства. В рамках банкротства-инструмента отсутствует обратная связь «предприятие-банкрот ~ остальные элементы системы банкротства».
По сравнению с банкротством-инструментом феномен «банкротство как институт» в странах с развитой экономикой оформился гораздо позже.
Принято выделять два признака трансформации банкротства-инструмента в банкротство-институт.
Первым признаком того, что банкротство как инструмент трансформируется в более сложную систему отношений по поводу несостоятельности предприятия, является перенос акцентов с персональной ответственности за ситуацию банкротства на превентивные меры в отношении потенциальных банкротов с целью максимально эффективного использования высвобожденных ресурсов.
Второй признак формирования банкротства как института состоит в усилении тенденций несостоятельности субъектов хозяйствования, что находит свое отражение в постепенном выделении правовой базы несостоятельности из свода гражданского и уголовного законодательства в самостоятельную отрасль права.
Ранее банкротство как инструмент применялось только в рамках торговых отношений, ограничиваясь сферой функционирования торгового капитала. Однако впоследствии развивается и оформляется в самостоятельное направление в рамках института банкротства область неторговой несостоятельности.
Окончательное оформление банкротства как института в рыночном хозяйстве происходит параллельно с формированием его институционально-организационной базы.
Прежде всего имеется в виду кадровый аспект института несостоятельности. Во всем мире специалисты по банкротству – сложившаяся и признанная профессия со своими правилами и традициями. Основная цель специалистов по банкротству – максимально эффективное использование производственного потенциала подконтрольного предприятия для вывода его из банкротного состояния.
Следует отметить, что ликвидация как результат действия банкротства-инструмента рассматривается крайне редко.
Высшая форма развития института несостоятельности в рыночном хозяйстве – это решение социальных проблем, которые возникают в результате банкротства предприятий. Здесь происходит определенное самоотрицание банкротства как инструмента избавления от неэффективных предприятий и одновременно становится наиболее явной главная цель банкротства как института, который является элементом воздействия на экономику с целью ее санации, а не разрушения последней. Инструментом решения социальных проблем выступает институт привилегии и гарантийный институт заработной платы, призванные регулировать последствия банкротств в интересах трудового коллектива.
Институт привилегии предполагает, что приоритетным правом при погашении обязательств пользуются работники обанкротившегося предприятия. Согласно российскому законодательству механизм удовлетворения требований имеет определенный порядок:
- административные расходы, связанные с ликвидацией собственности, включая вознаграждение доверенному лицу и уполномоченным;
- претензии, возникшие после открытия дела о банкротстве;
- судебные издержки;
- работники, которым нанесен вред здоровью в процессе выполнения производственных функций;
- заработная плата персонала;
- претензии залоговых кредиторов;
- претензии клиентов, оплативших товары или услуги, не предоставленные должником;
- претензии по выплате обязательных платежей;
- претензии, предъявленные с опозданием (1 месяц с момента объявления предприятия банкротом);
- пени и штрафные санкции.
Иногда возникают ситуации, когда в результате реализации активов предприятия-банкрота выявляется, что их реальная стоимость равна нулю либо явно неадекватна даже судебным издержкам и заработной плате антикризисного менеджера. В этой ситуации институт привилегии не срабатывает и работники предприятия-банкрота не могут удовлетворить свои требования. Для решения этих проблем мировой практикой был выработан механизм гарантийного института заработной платы. Согласно ему работник, проработавший не менее определенного срока (от 2 до 6 месяцев, в разных странах по-разному), имеет право на гарантии со стороны администрации предприятия в удовлетворении всех своих требований при банкротстве. Материальным основанием этого права выступает специально создаваемый фонд, средства которого формируются самими предприятиями по нормативам n-й суммы денежных средств. Эта сумма денег используется только при банкротстве предприятий и идет на погашение обязательств перед работниками. В 1986 году 400 тыс. японских работников получили средства из гарантийных фондов. В России законодательного механизма, регулирующего создание гарантийного института заработной платы, не существует.
В большинстве зарубежных стран учитывается, что банкротство само по себе не является достаточной причиной для автоматического прекращения действия трудовых договоров. Именно такой подход был отражен в Директиве Европейского сообщества в 1977 году относительно сближения законодательств государств-членов в вопросах, касающихся сохранения прав рабочих и служащих в случае несостоятельности производственных единиц.
По мере усложнения института собственности менялись цели и способы воздействия на нее в рамках института несостоятельности. От уровня индивидуально-персональной ответственности цели трансформировались до уровня коллективного воспроизводства отношений собственности и приобрели главным образом превентивный характер на всех стадиях банкротства. Систему целей института банкротства можно представить по уровням экономики.
Основной целью института банкротства является сохранение предприятия, а следовательно, и собственности его владельца путем изменения системы управления предприятием, предоставления льгот должнику. Бесспорно, подобные положения не распространяются на умышленные или фиктивные банкротства. При этом для достижения конкретных целей используются определенные системы и органы в рамках института несостоятельности – кадровый ресурс, страховые и консалтинговые компании, развитый институт собственности, фондовые биржи, правовые нормы, традиции и т. д.
Основная цель института несостоятельности – стабильное воспроизводство отношений собственности на макро- и микроуровне, реализуемое посредством системы банкротства.
Система банкротства – это определенная система диагностики, контроля и предупреждения неплатежеспособности предприятий. Объективная необходимость в приведении структуры производства к реальному платежеспособному спросу, формируемому рынком, составляет основное звено этой системы, одновременно являясь и основной целью.
Элементами системы банкротства являются:
- организационная структура;
- субъекты системы банкротства;
- применяемые к предприятиям-банкротам процедуры;
- нормативно-правовая база;
- система подготовки кадров;
- система норм социальной защиты в рамках института банкротства;
- диагностика финансового состояния предприятия;
- система предупреждения банкротства предприятий.
Субъектами системы банкротства являются:
- арбитражный суд;
- собственник предприятия;
- арбитражные менеджеры;
- наемные работники;
- инвесторы;
- должник;
- кредиторы;
- органы государственной власти.
При открытии дела о несостоятельности (банкротстве) все из вышеназванных субъектов системы банкротства оказываются задействованными в этом процессе, являясь одновременно и основными субъектами рынка.
Как показывает мировая практика, достижение основной цели института несостоятельности – воспроизводства отношений собственности посредством системы банкротства – возможно только при соблюдении нескольких условий:
- Создание эффективных механизмов, призванных представлять интересы всех субъектов системы банкротства (кредиторы, наемный персонал) при ликвидации обанкротившегося предприятия и позволять рационально распределять активы (конкурсную массу) должника.
- Установка на сохранение перспективных предприятий, насколько это возможно и целесообразно.
- Создание системы мер для возрождения бизнеса.
- Установление стабильной единой и надежной системы прав и обязанностей для всех субъектов хозяйствования при их несостоятельности (банкротстве).
- Введение системы мер безопасности при банкротстве и временной неплатежеспособности.
- Стимулирование и развитие партнерских отношений и формирование приемлемой процедуры решения финансовых споров.
- Ограждение правовой и административной системы от возможностей ускорения процедур банкротства.
- Создание механизма выполнения должником своих обязательств без ликвидации бизнеса.
Главным субъектом системы банкротства, как и рынка, является предприятие той или иной формы собственности. Взаимодействие с рынком – внешней средой своей жизнедеятельности – предприятие реализует посредством товара.
Глубинные факторы кризисных ситуаций заложены в самом механизме рынка. Они отражают процесс развития национальной экономики, который идет волнообразно в зависимости от фазы цикла на макроуровне и жизненного цикла конкретного предприятия (рис. 2.1), которые обусловлены постоянным изменением потребительских ориентаций.
Исходя из этого, любое управление является антикризисным, а содержание и методы обычного и антикризисного управления не отличаются.
Не ограничиваясь микроэкономическим уровнем, следует отметить, что отношения собственности обнаруживают тенденцию к постоянному развитию и стремление к стабильному равновесию. Как отмечает С. П. Аукционек в работе «Теория перехода к рынку», рыночная экономика устойчива тогда, когда кривая спроса более полога, чем кривая предложения. Другими словами, предложение опережает спрос по темпам роста и объему. Как раз в этом превышении предложения над спросом и содержится обоснованная возможность и необходимость банкротства тех предприятий, которые не вписались в конкретную ситуацию на рынке.
Издержки, которые национальная экономика и население страны несет в связи с банкротством, подразделяются:
- на прямые издержки, представляющие собой непосредственные выплаты комиссионных третьим сторонам в период рассмотрения дела. В их состав входят: комиссионные судебному органу, доверенному лицу, бухгалтеру, аукционисту, арбитражному менеджеру и др. Все эти издержки представляют собой прямые невозвратные потери для владельцев капитала компании;
- косвенные издержки, связанные с «падением» стоимости компании в результате неэффективной работы в период, который предшествовал банкротству. При реализации активов потери несомненны: готовую продукцию можно продать всего за 30–70 % ее реальной цены. Потеря стоимости при реализации активов – совершенно явный провал для тех, кто предоставляет капитал, т. е. акционеров.
Угроза банкротства провоцирует отток акционеров и клиентов предприятия, что в целом ухудшает показатели его деятельности. Удержание старых клиентов, по некоторым оценкам, обходится в пять раз дешевле, нежели поиск новых.
В работах, посвященных исследованию издержек, связанных с банкротством, оценки сильно различаются, но основные тенденции проследить можно. Так, оценки прямых издержек варьируются от 4 до 20 % стоимости предприятия в зависимости от типа компании. Мнения исследователей в отношении косвенных издержек сводятся к тому, что они достаточно велики. В основном это вызвано неэффективностью работы компании в период, непосредственно предшествующий банкротству. Иногда они могут даже превышать прямые. В целом издержки банкротства могут составить до 40 % стоимости предприятия накануне ликвидации или реорганизации. Это и есть чистые потери общества вообще и поставщиков капитала компании в частности.
Как показывает мировая практика, банкротство предприятий – это не случайное явление, а определенная закономерность в экономике развитых стран. Гибель значительной части фирм, и в особенности вновь возникших, зафиксирована статистикой банкротств во многих странах. Европейские исследователи отмечают, что до конца второго года доживают не более 20–30 % вновь возникших фирм.
Такая неэффективность создает предпосылки больших убытков для акционеров, а, следовательно, и для всей экономики.
С целью развития и поддержки предпринимательства во многих странах мира используются инкубаторы, которые представляют собой специально построенные под офисы здания. Фирмы, работая в инкубаторах, имеют право использовать налоговые льготы, применять пониженные арендные тарифы. Особенно важным является широкое использование информационных систем и присутствие на рынке несостоятельности консультационных фирм по широкому спектру вопросов. Скорость распространения информации и ее качество в инкубаторах на порядок выше, нежели у подобных компаний, действовавших в нормальных условиях. Как показывает практика, к концу второго года завершают свою деятельность всего 20 % фирм, действовавших в инкубаторах.
- Практика санации и банкротства
- Процедуры банкротств
- Основные законодательные акты
- Необходимость регулирования банкротств
- Структура банковских институтов в 1995–96 годах
- Основные этапы реорганизации кредитной организации в форме слияния и присоединения
- Особенности правового регулирования реорганизации кредитных организаций в рамках мер по предупреждению банкротства
- Соотношение категорий «реорганизация юридического лица» и «реорганизация кредитной организации»
- Проблемы регулирования деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу