Банкротство-институт, банкротство-инструмент, система банкротства

Дифференцируют банкротство как институт, как инструмент и как систему.

Институт банкротства – совокупность условий, правил, механизмов и норм, которые определяют производственно-финансовое положение предприятия, направленных на санирование экономики.

Институт банкротства позволяет решить две задачи: во-первых, обеспечить должнику защиту от кредиторов, требования которых он не в состоянии удовлетворить, во-вторых, защитить интересы каждого кредитора от неправомерных действий должника и других кредиторов, обеспечив сохранность имущества и справедливое его распределение между кредиторами.

Институт банкротства возникает вместе с институтом собственности и является необходимым элементом функционирования собственности с момента ее появления до полной ликвидации. Банкротство предприятий является одним из атрибутов современного хозяйствования и проявляется в способности национальной экономики к постоянному восстановлению равновесия на микро- и на макроуровне. По мере усложнения отношений собственности, возникновения новых вариантов взаимной обусловленности формировался институт банкротства, призванный регулировать спорные моменты между субъектами собственности в процессе их взаимодействия.

Институт банкротства вырастает из банкротства-инструмента, призванного цивилизованным путем выводить из строя неэффективные единицы хозяйствования. В результате действия данного инструмента ускоряется перелив финансового и трудового капитала, а также других видов ресурсов внутри отрасли, на межотраслевом уровне и, наконец, между хозяйствами разных стран.

Банкротство-инструмент выделяется:

  • по целям;
  • способам разрешения целей.

Целью банкротства-инструмента, или собственно банкротства, является ликвидация тех предприятий, которые замыкают на себе неэффективность и нестабильность. Эта цель достигается в результате однонаправленных действий кредиторов, партнеров, финансовых и правовых органов.

Ликвидация предприятия-должника осуществляется в процессе конкурсного производства, основными признаками которого являются:

  • назначение специального лица (как правило, судом) для управления имуществом должника;
  • отстранение должника от управления своим имуществом;
  • приостановление индивидуальных требований кредиторов;
  • возможность отказа в судебном порядке специальным лицом от сделок, совершенных должником до начала конкурсного производства;
  • формирование конкурсной массы за счет всего имущества, принадлежащего должнику;
  • удовлетворение претензий кредиторов за счет имущества, составляющего конкурсную массу в соответствии с установленным приоритетом.

В рамках банкротства как инструмента происходит удовлетворение требований всех кредиторов по уплате задолженности. При этом не учитываются интересы наемного персонала, интересы бывших партнеров и их возможное банкротство в силу взаимозависимости хозяйственных связей и другие возможные последствия банкротства. В рамках банкротства-инструмента отсутствует обратная связь «предприятие-банкрот ~ остальные элементы системы банкротства».

По сравнению с банкротством-инструментом феномен «банкротство как институт» в странах с развитой экономикой оформился гораздо позже.

Принято выделять два признака трансформации банкротства-инструмента в банкротство-институт.

Первым признаком того, что банкротство как инструмент трансформируется в более сложную систему отношений по поводу несостоятельности предприятия, является перенос акцентов с персональной ответственности за ситуацию банкротства на превентивные меры в отношении потенциальных банкротов с целью максимально эффективного использования высвобожденных ресурсов.

Второй признак формирования банкротства как института состоит в усилении тенденций несостоятельности субъектов хозяйствования, что находит свое отражение в постепенном выделении правовой базы несостоятельности из свода гражданского и уголовного законодательства в самостоятельную отрасль права.

Ранее банкротство как инструмент применялось только в рамках торговых отношений, ограничиваясь сферой функционирования торгового капитала. Однако впоследствии развивается и оформляется в самостоятельное направление в рамках института банкротства область неторговой несостоятельности.

Окончательное оформление банкротства как института в рыночном хозяйстве происходит параллельно с формированием его институционально-организационной базы.

Прежде всего имеется в виду кадровый аспект института несостоятельности. Во всем мире специалисты по банкротству – сложившаяся и признанная профессия со своими правилами и традициями. Основная цель специалистов по банкротству – максимально эффективное использование производственного потенциала подконтрольного предприятия для вывода его из банкротного состояния.

Следует отметить, что ликвидация как результат действия банкротства-инструмента рассматривается крайне редко.

Высшая форма развития института несостоятельности в рыночном хозяйстве – это решение социальных проблем, которые возникают в результате банкротства предприятий. Здесь происходит определенное самоотрицание банкротства как инструмента избавления от неэффективных предприятий и одновременно становится наиболее явной главная цель банкротства как института, который является элементом воздействия на экономику с целью ее санации, а не разрушения последней. Инструментом решения социальных проблем выступает институт привилегии и гарантийный институт заработной платы, призванные регулировать последствия банкротств в интересах трудового коллектива.

Институт привилегии предполагает, что приоритетным правом при погашении обязательств пользуются работники обанкротившегося предприятия. Согласно российскому законодательству механизм удовлетворения требований имеет определенный порядок:

  • административные расходы, связанные с ликвидацией собственности, включая вознаграждение доверенному лицу и уполномоченным;
  • претензии, возникшие после открытия дела о банкротстве;
  • судебные издержки;
  • работники, которым нанесен вред здоровью в процессе выполнения производственных функций;
  • заработная плата персонала;
  • претензии залоговых кредиторов;
  • претензии клиентов, оплативших товары или услуги, не предоставленные должником;
  • претензии по выплате обязательных платежей;
  • претензии, предъявленные с опозданием (1 месяц с момента объявления предприятия банкротом);
  • пени и штрафные санкции.

Иногда возникают ситуации, когда в результате реализации активов предприятия-банкрота выявляется, что их реальная стоимость равна нулю либо явно неадекватна даже судебным издержкам и заработной плате антикризисного менеджера. В этой ситуации институт привилегии не срабатывает и работники предприятия-банкрота не могут удовлетворить свои требования. Для решения этих проблем мировой практикой был выработан механизм гарантийного института заработной платы. Согласно ему работник, проработавший не менее определенного срока (от 2 до 6 месяцев, в разных странах по-разному), имеет право на гарантии со стороны администрации предприятия в удовлетворении всех своих требований при банкротстве. Материальным основанием этого права выступает специально создаваемый фонд, средства которого формируются самими предприятиями по нормативам n-й суммы денежных средств. Эта сумма денег используется только при банкротстве предприятий и идет на погашение обязательств перед работниками. В 1986 году 400 тыс. японских работников получили средства из гарантийных фондов. В России законодательного механизма, регулирующего создание гарантийного института заработной платы, не существует.

В большинстве зарубежных стран учитывается, что банкротство само по себе не является достаточной причиной для автоматического прекращения действия трудовых договоров. Именно такой подход был отражен в Директиве Европейского сообщества в 1977 году относительно сближения законодательств государств-членов в вопросах, касающихся сохранения прав рабочих и служащих в случае несостоятельности производственных единиц.

По мере усложнения института собственности менялись цели и способы воздействия на нее в рамках института несостоятельности. От уровня индивидуально-персональной ответственности цели трансформировались до уровня коллективного воспроизводства отношений собственности и приобрели главным образом превентивный характер на всех стадиях банкротства. Систему целей института банкротства можно представить по уровням экономики.

Основной целью института банкротства является сохранение предприятия, а следовательно, и собственности его владельца путем изменения системы управления предприятием, предоставления льгот должнику. Бесспорно, подобные положения не распространяются на умышленные или фиктивные банкротства. При этом для достижения конкретных целей используются определенные системы и органы в рамках института несостоятельности – кадровый ресурс, страховые и консалтинговые компании, развитый институт собственности, фондовые биржи, правовые нормы, традиции и т. д.

Основная цель института несостоятельности – стабильное воспроизводство отношений собственности на макро- и микроуровне, реализуемое посредством системы банкротства.

Система банкротства – это определенная система диагностики, контроля и предупреждения неплатежеспособности предприятий. Объективная необходимость в приведении структуры производства к реальному платежеспособному спросу, формируемому рынком, составляет основное звено этой системы, одновременно являясь и основной целью.

Элементами системы банкротства являются:

  • организационная структура;
  • субъекты системы банкротства;
  • применяемые к предприятиям-банкротам процедуры;
  • нормативно-правовая база;
  • система подготовки кадров;
  • система норм социальной защиты в рамках института банкротства;
  • диагностика финансового состояния предприятия;
  • система предупреждения банкротства предприятий.

Субъектами системы банкротства являются:

  • арбитражный суд;
  • собственник предприятия;
  • арбитражные менеджеры;
  • наемные работники;
  • инвесторы;
  • должник;
  • кредиторы;
  • органы государственной власти.

При открытии дела о несостоятельности (банкротстве) все из вышеназванных субъектов системы банкротства оказываются задействованными в этом процессе, являясь одновременно и основными субъектами рынка.

Как показывает мировая практика, достижение основной цели института несостоятельности – воспроизводства отношений собственности посредством системы банкротства – возможно только при соблюдении нескольких условий:

  1. Создание эффективных механизмов, призванных представлять интересы всех субъектов системы банкротства (кредиторы, наемный персонал) при ликвидации обанкротившегося предприятия и позволять рационально распределять активы (конкурсную массу) должника.
  2. Установка на сохранение перспективных предприятий, насколько это возможно и целесообразно.
  3. Создание системы мер для возрождения бизнеса.
  4. Установление стабильной единой и надежной системы прав и обязанностей для всех субъектов хозяйствования при их несостоятельности (банкротстве).
  5. Введение системы мер безопасности при банкротстве и временной неплатежеспособности.
  6. Стимулирование и развитие партнерских отношений и формирование приемлемой процедуры решения финансовых споров.
  7. Ограждение правовой и административной системы от возможностей ускорения процедур банкротства.
  8. Создание механизма выполнения должником своих обязательств без ликвидации бизнеса.

Главным субъектом системы банкротства, как и рынка, является предприятие той или иной формы собственности. Взаимодействие с рынком – внешней средой своей жизнедеятельности – предприятие реализует посредством товара.

Глубинные факторы кризисных ситуаций заложены в самом механизме рынка. Они отражают процесс развития национальной экономики, который идет волнообразно в зависимости от фазы цикла на макроуровне и жизненного цикла конкретного предприятия (рис. 2.1), которые обусловлены постоянным изменением потребительских ориентаций.

Исходя из этого, любое управление является антикризисным, а содержание и методы обычного и антикризисного управления не отличаются.

Не ограничиваясь микроэкономическим уровнем, следует отметить, что отношения собственности обнаруживают тенденцию к постоянному развитию и стремление к стабильному равновесию. Как отмечает С. П. Аукционек в работе «Теория перехода к рынку», рыночная экономика устойчива тогда, когда кривая спроса более полога, чем кривая предложения. Другими словами, предложение опережает спрос по темпам роста и объему. Как раз в этом превышении предложения над спросом и содержится обоснованная возможность и необходимость банкротства тех предприятий, которые не вписались в конкретную ситуацию на рынке.

Издержки, которые национальная экономика и население страны несет в связи с банкротством, подразделяются:

  • на прямые издержки, представляющие собой непосредственные выплаты комиссионных третьим сторонам в период рассмотрения дела. В их состав входят: комиссионные судебному органу, доверенному лицу, бухгалтеру, аукционисту, арбитражному менеджеру и др. Все эти издержки представляют собой прямые невозвратные потери для владельцев капитала компании;
  • косвенные издержки, связанные с «падением» стоимости компании в результате неэффективной работы в период, который предшествовал банкротству. При реализации активов потери несомненны: готовую продукцию можно продать всего за 30–70 % ее реальной цены. Потеря стоимости при реализации активов – совершенно явный провал для тех, кто предоставляет капитал, т. е. акционеров.

Угроза банкротства провоцирует отток акционеров и клиентов предприятия, что в целом ухудшает показатели его деятельности. Удержание старых клиентов, по некоторым оценкам, обходится в пять раз дешевле, нежели поиск новых.

В работах, посвященных исследованию издержек, связанных с банкротством, оценки сильно различаются, но основные тенденции проследить можно. Так, оценки прямых издержек варьируются от 4 до 20 % стоимости предприятия в зависимости от типа компании. Мнения исследователей в отношении косвенных издержек сводятся к тому, что они достаточно велики. В основном это вызвано неэффективностью работы компании в период, непосредственно предшествующий банкротству. Иногда они могут даже превышать прямые. В целом издержки банкротства могут составить до 40 % стоимости предприятия накануне ликвидации или реорганизации. Это и есть чистые потери общества вообще и поставщиков капитала компании в частности.

Как показывает мировая практика, банкротство предприятий – это не случайное явление, а определенная закономерность в экономике развитых стран. Гибель значительной части фирм, и в особенности вновь возникших, зафиксирована статистикой банкротств во многих странах. Европейские исследователи отмечают, что до конца второго года доживают не более 20–30 % вновь возникших фирм.

Такая неэффективность создает предпосылки больших убытков для акционеров, а, следовательно, и для всей экономики.

С целью развития и поддержки предпринимательства во многих странах мира используются инкубаторы, которые представляют собой специально построенные под офисы здания. Фирмы, работая в инкубаторах, имеют право использовать налоговые льготы, применять пониженные арендные тарифы. Особенно важным является широкое использование информационных систем и присутствие на рынке несостоятельности консультационных фирм по широкому спектру вопросов. Скорость распространения информации и ее качество в инкубаторах на порядок выше, нежели у подобных компаний, действовавших в нормальных условиях. Как показывает практика, к концу второго года завершают свою деятельность всего 20 % фирм, действовавших в инкубаторах.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)