Формирование подсистемы программирования высказываний и речевых актов

Формирование      подсистемы      программирования      высказываний      и семиотической подсистемы в онтогенезе тесно связаны. Ниже будут приведены конкретные свидетельства того, что ребенок, осваивающий язык, на каждом этапе онтогенеза речи фактически строит свой упрощенный вариант языковой системы, соответствующий возможностям его подсистемы программирования высказываний.

В связи с этим формирование первого, по-видимому, в значительной степени зависит от второго. Известно, например, что как в норме, так и в большинстве случаев патологии развитие импрессивной речи несколько опережает экспрессивную. Вероятно, это связано с тем, что по когнитивной, операциональной организации процесс порождения речи сложнее понимания. Это вообще является общей закономерностью психики.

В частности, например, из психологии восприятия известно, что узнавание всегда осваивается раньше и выполняется легче, чем воспроизведение. Тоже свойственно мнестическим процессам: отсроченное воспроизведение является более трудной задачей, чем отсроченный выбор.

В литературе приводится много разных моделей программирования высказываний (традиционно они называются «моделями порождения речи»). Часть из них носят сугубо лингвистический характер. Другие основаны на психолингвистическом подходе.

А. Р. Лурия (1975) выделяет следующие этапы формирования связного высказывания:

  • мотив, общее программирование поведения и его контроль; · внутренняя речь;
  • предикативная, поверхностно-синтаксическая организация высказывания; · моторная кинетическая организация речи.

Т. В. Ахутина (1989) предлагает модель порождения речи, являющуюся продуктом развития идей А. Р. Лурия, которая включает следующие этапы:

  • смысловое синтаксирование;
  • семантическое синтаксирование;
  • грамматическое структурирование; · моторное программирование.

Все вышеперечисленные модели порождения речи приложимы к зрелым формам речевой деятельности у взрослых. К сожалению, отсутствуют модели, учитывающие специфику детской речи на разных этапах ее онтогенеза.

В большинстве моделей порождения речи выделяются следующие этапы или уровни порождения речи. Подробнее обзор существующих моделей порождения речи представлен в работах уже названных авторов.

1) Возникновение        мотива       совершения        коммуникативного        акта, коммуникативно-речевой интенции.

2) Формирование замысла высказывания, который представлен сначала аморфно в форме смутного намерения сообщить нечто актуальное для данного индивида, в данной ситуации, данному коммуниканту.

3) Смысловое структурирование замысла или смысловое синтаксирование.

Как предполагается, оно происходит с образованием простой бинарной структуры «топик—коммент», то есть «данное (известное)—новое». Как отмечает Т В. Ахутина, «Кроме            глобальной                 стратегической                             задачи     —отбора     наиболее существенной информации, —смысловой синтаксис решает и вторую, не менее важную задачу — организацию отобранного содержания с позиции слушающего.

Включение слушающего в поле внимания делает наиболее важным нахождение общей точки отсчета — «данного», которое уточняется «новым». При этом должны быть учтены         особенности         коммуникативной         ситуации:         степень осведомленности партнера в теме сообщения, специфика ситуации, в которой происходит общение (например, лимит времени, место, где происходит общение и многие другие детали).

Усматриваются параллели между такой структурой (фрейм и два слота) и закономерностями организации поля внимания с выделением его фокуса и периферии.

4) Семантическое синтаксирование является наименее изученным уровнем сточки зрения конкретных операций и механизмов, присущих ему. Вероятно, это обусловлено тем, что данный уровень выполняет как бы посредническую   функцию между смысловым и  поверхностным синтаксированием.

Поэтому его феноменология и симптоматика в случаях патологии с трудом выделяется в продукции, свойственной этим уровням. Основу изучения того, что в настоящее время называется семантическим синтаксированием, положили работы Л. С. Выготского и А. Р. Лурия.

Серьезный вклад в конкретизацию механизмов семантического       синтаксирования       был           сделан    в исследованиях Т. В. Ахутиной. Согласно концепции порождения высказываний Л. С. Выготского — А. А. Леонтьева — Т. В. Ахутиной,       семантико-синтаксическое       развертывание      преобразует продукт смыслового синтаксирования в форму, подчиненную правилам семантического синтаксиса или так называемой глубинной грамматики.

Это «уровень пропозиционирования, выделения деятеля и объекта, этап перевода                  «индивидуальных     смыслов»    в    общезначимые    понятия». Основными единицами программирования на этом уровне являются уже не смыслы, а значения, которые наиболее удовлетворяют                  требованиям     последующего     поверхностно-грамматического структурирования.

Согласно концепции Т. В. Ахутиной, основные     правила     этого     уровня        следующие:

«1)     Синкретичное, внутреннеречевое     имя   ситуации     (синкретичное     имя     деятеля  + синкретичное имя действия (им может быть название объекта или орудия действия);

2) Синкретичное имя деятеля (имя деятеля (S) и его качество (At);

3) Синкретичное имя действия (имя орудия или объекта (О) и имя собственно действия». Окончательная схема предложения на этом уровне может выглядеть следующим образом: S -Р, S – О или S-P-O.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)