Идеи проектирования и формирования субъектных факторов труда в России
Формирование познавательных составляющих профессиональной деятельности, т.е. формирование специального профессионального мышления (интересно, что в этот период еще не были распространены конвейерно-исполнительные виды труда, т.е. требовались реальная деловая инициатива и творчество!).
Формирование исполнительных составляющих труда.
Сразу же обозначилась проблема построения рациональных программ и методов профессионального обучения трудовым навыкам в противовес представлению о труде как о “таинственном искусстве”, недоступном рационализации.
С.М. Шабалов в работе “К вопросу об истории Русской системы производственного обучения и ее влияния за рубежом” анализировал опыт конца Х1Х века в России и выделил основные моменты производственного обучения:
- изучение данной профессии и выделение основных операций (прообраз современной профессиографии);
- выделение умений, которые обеспечивают выполнение этих операций;
- создание условий для тренировки этих умений в специальных упражнениях.
“Правила о найме рабочих на фабрики, заводы и мануфактуры, а также особенные правила о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих”.
Сам этот документ появился из-за участившихся стачек и оговаривал поведение рабочих, их обязанности по отношению к инспекторам-проверяющим, а задача самих инспекторов заключалась в том, чтобы “заблаговременно узнавать о готовящихся беспорядках и выявлять зачинщиков” (сейчас в некоторых коммерческих фирмах это называется исследование “лояльности к руководству”).
Рассуждая о развитии личности работника, К.Д. Ушинский считал, что не всякий труд развивает человека, а лишь такой, который является: свободным; добровольным (по осознанной необходимости); общественно-полезным; разумно организованным (в соответствии с возможностями человека).
Улучшение труда в связи с саморегуляцией работника.
Это можно было бы рассматривать как своеобразный противовес обострившейся к концу ХIХ в. тенденции все и вся регламентировать и “заорганизовывать”. Например, Г.Е. Шумков изучал поведение человека в экстремальных условиях: он сам участвовал в русско-японской войне и на богатом материале сделал вывод о необходимости учета командирами “особого чувства тревоги” бойца и его влияния на поведение в бою, а также – вывод о необходимости обучения бойцов (а позже – летчиков) способности к саморегуляции. П.Ф. Каптерев говорил о том, что обучение будет малоэффективным, если не организовать самостоятельную деятельность учащегося. Д.И. Журавский, рассматривая работу руководителя, отмечал, что контролируя подчиненных, руководитель обязательно должен контролировать и самого себя.
- Психолог-профконсультант как возможный посредник между самоопределяющимся человеком и культурой
- Личностный компромисс как вариант построения “успешной” карьеры
- Проблема одиночества, непонимания и непризнания в творческом труде
- Проблема нравственного выбора в профессиональном творчестве
- Избирательность признания и тщеславия творца
- Элитарность в искусстве и науке
- Верхние и нижние границы представлений об элитарности
- Проблема элиты и псевдоэлиты в контексте рассмотрения проблемы личности и “мничности” (мнимой личности)
- Элитарные ориентации самоопределяющейся личности как психологическая реальность
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу