Компьютер и социализация

В последнее время компьютеры являются основой новых информационных технологий, применяющихся практически во всех сферах человеческой деятельности и способствующих социализации своих пользователей. Это связано с интерактивным характером данных технологий.

Источником познания является и Интернет, соединяющий в себе систему глобальной мультимедийной связи пользователей между собой и систему доступа к многочисленным банкам информации, распределенным по всему миру.

Обладая возможностью неограниченного доступа к сетевой информации, пользователь может задаться целью освоить ту или иную область знания или расширить свой кругозор. Стимулирующим фактором стремления к самообразованию может послужить любознательность или, наоборот, обостренная рефлексия.


Интернет предоставляет пользователю возможность выбора информации с точки зрения ее полезности. Отсутствие внешних ограничений на получение информации, вероятно, одно из самых привлекательных свойств Интернета. В то же время бесконтрольность доступа к его ресурсам несет в себе достаточно серьезную потенциальную опасность для развития человека.

В глобальной сети находится большое количество ресурсов порнографического содержания, которые демонстрируют и пропагандируют различные формы насилия. Особенно негативно это сказывается на еще не окрепшем сознании подростков.

Компьютер и Интернет предоставляют широкий спектр возможностей для творческой самореализации человека с помощью создания и редактирования изображений, моделирования трехмерных объектов и ландшафтов, создания компьютерной анимации, разработки авторских мультимедийных навигационных, справочных и обучающих систем, web-дизайна и многого другого.

Возможность демонстрировать результаты творчества и получение как прямой, так и косвенной оценки (например, отзывы о продукте творчества, просьбы поделиться опытом его создания и дать консультацию) служат необходимым условием для самопрезентации и самоутверждения человека.

Интересно
Анонимность при демонстрации созданного продукта позволяет смягчить последствия негативной оценки, а различные способы манипулирования идентичностью (например, приписывание продукта сомнительного качества вымышленному автору) дают возможность стать практически неуязвимым для критики и осуждения со стороны пользователей сети Интернет.

Однако следует отметить, что при отсутствии внешнего контроля творческая деятельность может приобретать асоциальный характер. Примером может служить хакерство. Компьютер играет большую роль в стихийной социализации пользователей, благодаря тому что представляет собой специфическое средство и особую сферу коммуникации.

Степень социальной зрелости пользователей младших возрастов, проводящих много времени в Интернете, растет. Анонимность в интерактивном общении поощряет их обсуждать такие вопросы, о которых в реальной жизни они вряд ли смогли бы поговорить. С психологической точки зрения данная активность может быть охарактеризована (правда, с некоторыми оговорками) как позитивная.

Однако, несмотря на достаточный потенциал положительного воздействия на развивающегося человека, общение посредством глобальной Интернет-сети, по мнению многих исследователей, несет в себе скрытую негативную составляющую – способность вызывать у пользователей привыкание, устойчивую интернет-зависимость.


Как считают некоторые исследователи, компьютерные игры достаточно негативно влияют на еще не окрепшую психику подростков – могут вызывать агрессивное поведение, стремление к насилию и экстремизму.

Человек стремится уйти от реальной окружающей действительности, создавая свой собственный виртуальный мир, круг его интересов сужается, что также негативно сказывается на его дальнейшем развитии.

Один из способов использования информационных возможностей компьютеров и интернет-ресурсов для целенаправленного развития человека – получающие сегодня все более широкое распространение формы дистанционного образования.

Их организация заключается в пересылке заказчику информационных материалов на электронных носителях либо в создании и размещении на страницах Интернета определенным образом структурированных учебных материалов, ориентирующих учащихся в информационном пространстве базы знаний.

Управление обучением осуществляется посредством алгоритмов учебной деятельности, реализованных в форме инструкций по работе с этими материалами. Преимущества дистанционных форм образования перед традиционными заключаются прежде всего в том, что пользователь может самостоятельно определять собственную образовательную траекторию, в частности, путем выбора изучаемых курсов. В этих условиях существенно расширяются возможности жизненного (и в особенности профессионального) самоопределения личности.

Еще один вариант мобилизации современных информационных технологий для решения задач социального воспитания – освоение учениками в школе информационных возможностей компьютера и Интернета.

Локальные компьютерные базы знаний, обучающие курсы в Интернете в перспективе будут предоставлять каждому учащемуся свободный индивидуальный доступ к ресурсам совокупного духовного и материализованного информационного потенциала общества непосредственно в рамках образовательного процесса.

Кроме того, реализация в учебных аудиториях локальных компьютерных сетей существенно расширяет возможности использования различных коллективных форм работы, предполагающих совместное решение учащимися некоторых образовательных задач, основанное на распределении функций и ролей.

Ряд исследований ученых посвящен вопросам использования специально отобранных компьютерных игр для компенсации интеллектуальной отсталости и коррекции агрессивного поведения. Одним из перспективных направлений реализации образовательного потенциала компьютерных игр является применение специализированных обучающих программ в системе профессиональной подготовки. В этой связи важна культурная база участников образовательного процесса и их умение отличать культуру от субкультуры.

Субкультура (от лат. sub – «подкультура») – совокупность специфических социальнопсихологических характеристик, влияющих на стиль жизни и мышление определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им реализовать себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума).

Являясь автономным относительно единым образованием, субкультура характеризуется рядом так или иначе выраженных признаков:

  • это специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также их иерархия;
  • набор предпочитаемых источников информации;
  • своеобразные развлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения;
  • жаргон;
  • фольклор и др.

Социальной базой образования той или иной субкультуры могут быть возрастные, социальные и профессиональные слои населения, а также контактные группы внутри них, религиозные секты, объединения сексуальных меньшинств, массовые неформальные течения (хиппи, феминистки, экологисты), преступные группы и организации, объединения по роду занятий.

Мера оформленности субкультуры и выраженность ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстремальности условий жизни ее носителей. Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры характеризуются ценностями социальной практики общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с особенностями субкультуры (просоциальностью, асоциальностью, антисоциальностью), возрастными и иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей.

Интересы современных ребят, как известно, различны и дифференцированы. Часто их тщательно оберегают от внимания и влияния взрослых, считая ценностями, которыми можно обмениваться. И именно эти ценности становятся основой возникновения многочисленных групп со специфическими субкультурами – металлистов, скейтистов, брейкистов, которые далеко не всегда имеют позитивную социальную направленность, а порой прямо антисоциальны.


В номинальных (а чаще в реальных) группах носителей субкультуры значимую роль играет совокупность разделяемых ими предрассудков, которые могут быть как довольно безобидными, так и антисоциальными (например, расизм у скинхедов). Предрассудки, с одной стороны, отражают присущие субкультуре ценностные ориентации, а с другой – сами могут рассматриваться как разновидность субкультурных ценностей.

Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений, присущие носителям субкультур, очень часто различаются по содержанию, сферам и мере их регулятивного влияния. Нормы в просоциальных субкультурах в основном не противоречат общественным, а дополняют и (или) преобразовывают их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей субкультуры.

В антисоциальных субкультурах нормы прямо противопоставлены общественным. В асоциальных субкультурах в зависимости от условий жизни и ценностных ориентаций их носителей присутствуют так или иначе преобразованные общественные и частично антиобщественные, а также специфические для конкретной субкультуры нормы (например, специфические нормы в общении со «своими» и «чужими»).

В антисоциальных (как правило, довольно закрытых) субкультурах нормативная регуляция жесткая и охватывает практически всю жизнь ребят. В некоторых асоциальных и просоциальных субкультурах регуляция касается лишь отдельных сфер жизни (увлечение музыкальным стилем и т.п.), а мера регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей.

В контактных субкультурных группах присутствует более или менее жесткая статусная структура. Статус в данном случае – положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы, которое он занимает благодаря не только своим достижениям в значимой для нее жизнедеятельности, но и репутации, авторитету, престижу, влиянию.

Степень жесткости статусной структуры в группах связана с характером субкультуры, присущими ее носителям ценностными ориентациями и нормами. В закрытых субкультурах статусная структура приобретает крайнюю степень жесткости, определяя не только положение в ней ребят, но и нередко их жизнь и судьбу в целом.

В неформальных группах обычно руководят лидеры ярко выраженного автократического склада, стремящиеся подавить всех остальных членов. Стиль взаимоотношений в таких группах превращает их членов в безвольных людей, лишая их всякого выбора, права на инакомыслие и деятельность, противоречащую общей идее, а нередко и права выхода из группы.

Каждая субкультура отличается общими для ее носителей предпочтениями, увлечениями, проведением свободного времени. Определяющими факторами здесь являются возрастные, социальные и другие особенности носителей субкультуры, условия их жизни, имеющиеся возможности, а также мода.

Мода легко распространяется от одной социальной группы к другой, претерпевая при этом более или менее значительные трансформации, зависящие от характера той среды, в которой мода функционирует, т.е. от половозрастного и социокультурного состава, ценностных ориентаций, условий жизни и прочего. В связи с этим можно говорить об особенностях моды тех или иных субкультур.

Следование моде – важнейший признак подростково-юношеских субкультур. Особенно явно это проявляется в костюме, оформлении внешности (прическа, макияж, татуировка, пирсинг и т.п.), танцах, манере поведения, речи, музыкальных и иных эстетических пристрастиях, бытовых изделиях. Но в подростково-юношеской субкультуре принято следовать моде особенно скрупулезно.

Она почти в равной степени значима для обоих полов. В то же время мода может более или менее трансформироваться в зависимости от возраста, социально-культурной принадлежности подростков и юношей, а также иметь некоторые региональные различия. Так, в автономных подростково-юношеских субкультурах (панки, металлисты, хиппи и другие) мода в одежде и в оформлении внешности довольно существенно (у металлистов), а порой и кардинально (у хиппи) отличается от общепринятой.

Мода определяет и другую характерную черту подростково-юношеской субкультуры – музыкальные пристрастия. Увлечения теми или иными направлениями или группами имеют возрастные, социально-культурные, групповые и региональные особенности. Одно из условий престижа в обществе сверстников – компетентность в современной музыке (знание музыкальных групп, их солистов и лидеров, их биографий и дискографий), обладание современной аппаратурой и музыкальными записями.

В частности, музыка, благодаря своей экспрессивности, связи с движениями и ритмом, позволяет молодым людям пережить, выразить, оформить свои эмоции, смятение, которые невозможно передать словами, что так необходимо в этом возрасте, когда сфера интимного огромна и очень слабо осознаваема.

Интересно
Субкультура влияет на детей, подростков, юношей в такой мере, в какой группы сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для них. Чем больше подросток (юноша) соотносит свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее влияет на его возрастная субкультура.

Таким образом, условия оказывают «прямо организующее влияние на всю речь, на стиль, на построение образов» (М. Бахтин) у носителей субкультуры. Детская субкультура, присущая ученикам одной школы, детям микрорайона, поселка, села, обычно довольно однородна и включает в себя, по мнению М. В. Осориной, совокупность своеобразных форм активности детей, детских групп. Эти формы имеют тенденцию повторяться из поколения в поколение и тесно связаны с половозрастными особенностями психического развития и характером социализации детей.

Значительно сложнее выглядит подростково-юношеская субкультура. Здесь педагоги сталкиваются (наряду с общей для всех подростков и юношей субкультурой) с целым рядом ее разновидностей. Именно в подростковом и раннем юношеском возрасте происходит дифференциация субкультур в рамках общей субкультуры на просоциальные, асоциальные и антисоциальные, ибо в этом возрасте часть ребят входит в криминальные группировки, вовлекается в тоталитарные секты, в различные неформальные движения и т.д.

Педагоги, реализующие социальное воспитание, должны быть ознакомлены с особенностями подростково-юношеской субкультуры, ее отличительными чертами. Это важно при организации жизнедеятельности в воспитательных учреждениях. Например, изменения в моде могут отражаться в быту, в оформлении интерьера помещений, а также в содержании и формах организации различных сфер жизнедеятельности (разные виды шоу, конкурсов, игр, ставших популярными благодаря телевидению).

Знание особенностей подростково-юношеской субкультуры и тех субкультур, с которыми сталкиваются воспитанники, создает предпосылки для осознанных усилий педагогов по минимизации и коррекции негативных влияний. В этих целях они могут использовать возможности, заложенные в жизнедеятельности воспитательных организаций, и оказывать ребятам индивидуальную помощь.

Полученные знания помогут педагогам вновь и вновь осваивать «марсианский язык нового поколения», для того чтобы иметь возможность вести диалог со своими воспитанниками. Влияние сельской местности на социализацию. Миграция сельских жителей в города происходит в течение длительного времени, но все же около четверти населения нашей страны живет в деревнях, селах и другой сельской местности.

Своеобразие сельского образа жизни связано со следующими особенностями:

  • подчиненностью труда природным ритмам и циклам;
  • более изнурительными, чем в крупных городах, условиями труда;
  • практическим отсутствием возможностей для трудовой мобильности жителей;
  • большой слитностью труда и быта, трудоемкостью ведения домашнего и подсобного хозяйства (так, работа на огороде занимает почти полжизни селян, в среднем 180 дней в году);
  • ограниченным выбором занятий в свободное время.

Жизненному укладу сельских поселений присущи элементы традиционной соседской общины: постоянный состав жителей, его минимальная социально-профессиональная и культурная дифференциация, очень тесные как родственные, так и соседские связи. Для села характерна «открытость» и искренность общения.

Отсутствие больших социальных и культурных контрастов между жителями, малочисленность делают общение селян довольно тесным, причем во всех областях жизни. Дружба и товарищество дифференцируются слабо, следовательно, эмоциональная глубина и интенсивность общения с партнерами практически не имеют различия.

Чем меньше деревня, тем теснее и ближе общение ее жителей. Здесь очень распространен контроль поведения человека в обществе: все знают все и про всех, анонимное существование человека практически нереально, каждый момент его жизни становится объектом для оценки со стороны общественности.

Сельская семья (в ней дети идентифицируют себя со своими родителями в значительно большей степени, чем в городской семье) участвует в социализации своих членов постоянно, и этот процесс осуществляется, как правило, независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня взрослых.

Важную роль в социализации сельских жителей играет растущее влияние города на деревню. Оно производит определенную смену ориентации жизненных ценностей, причем реальные ценности заменяются такими, которые доступны только горожанину и могут быть для сельского жителя лишь эталоном, мечтой.

Социализация в городе. Город – тип поселения, для которого характерен ряд особенностей:

  • концентрация большого количества людей и высокая плотность населения на ограниченной территории;
  • высокая степень разнообразия человеческой жизнедеятельности (как в трудовой, так и в нетрудовой сферах);
  • дифференцированная социально-профессиональная и этническая структура населения.

Город обладает рядом характеристик, которые создают специфические условия социализации его жителей, особенно подрастающих поколений.

Современный город – это сосредоточение культуры – материальной (архитектура, промышленность, транспорт, памятники материальной культуры) и духовной (образованность жителей, учреждения культуры, учебные заведения, памятники духовной культуры и др.). Благодаря этому, а также многообразию слоев и групп населения, город является средоточием информации, потенциально доступной его жителям.

В то же время в городе сконцентрированы криминогенные факторы (криминальные структуры и группы, а также лица со всеми видами отклоняющегося поведения), большое количество неблагополучных семей с криминогенным потенциалом, потребителей наркотических и токсических средств, особенно среди молодежи.

Здесь существуют неформальные группы и объединения с антисоциальной направленностью, распространено увлечение азартными играми, наблюдается более или менее массовое приобщение различных групп жителей к мелкой коммерции, реально или потенциально криминализированной, имеются устойчивые преступные группировки, вовлекающие в свой состав и в сферу своего влияния молодежь и подростков.

Город характеризует также исторически сложившийся образ жизни населения, включающий в себя следующие основные признаки (они имеют определенную специфику в зависимости от тех или иных параметров конкретного города):

  • в межличностных отношениях в основном превалируют кратковременные, поверхностные, частичные контакты, но при этом в эмоциональных привязанностях преобладает повышенная избирательность;
  • небольшую значимость имеют территориальные общности жителей, наблюдаются в основном слаборазвитые, избирательные и, как правило, функционально обусловленные соседские связи (кооперация семей с маленькими детьми или стариками по присмотру за ними, «автомобильные» связи и пр.);
  • отмечается высокая субъективно-эмоциональная значимость семьи для ее членов, но в то же время распространено интенсивное несемейное общение;
  • количество стилей жизни, культурных стереотипов, ценностных установок велико;
  • социальный статус жителя города отличается неустойчивостью, большой социальной мобильностью;
  • социальный контроль поведения человека слаб, но значительна роль самоконтроля вследствие наличия разнообразных социальных связей и анонимности.

Мобильность в данном случае понимается как реакция человека на разнообразие стимулов, которые содержит в себе город, как готовность (но не обязательно как подготовленность и стремление) к изменениям в своей жизни. Город создает условия для мобильности своих жителей в различных аспектах их жизнедеятельности.

Альтернативы, предоставляемые городским образом жизни, создают жителю потенциальные возможности для индивидуального выбора в различных сферах жизнедеятельности. Отметим лишь некоторые из них, наиболее существенные для социализации подрастающих поколений.

Во-первых, город предоставляет жителям огромное количество альтернатив, будучи своеобразным «узлом» информации и информационным полем: в нем сосредоточены культурно-просветительные, коммерческие, информационные и другие организации, при этом источником информации могут быть архитектура, транспорт, реклама, люди и т.д.

Так, в городе в течение дня житель сталкивается с огромной массой людей. Ребенок (подросток, юноша) силой своей фантазии самопроизвольно продолжает и завершает многие мимолетные встречи, сознательно и неосознанно фиксирует такое количество мелких и незначительных фактов, что в конце концов накапливает огромный материал, который позволяет ему лучше ориентироваться в окружающей действительности. Все это может развивать в растущем человеке способности к восприятию, созерцанию, наблюдению.

Во-вторых, в городе человек взаимодействует с большим количеством реальных партнеров, а также имеет возможность искать приятелей, друзей, любимых среди еще большего количества потенциальных партнеров. В современном городе ребенок (и чем старше он становится, тем больше) последовательно и одновременно является членом многих коллективов и групп, которые территориально между собой часто не связаны: места жительства, учения, проведения досуга, занятий любимым делом могут далеко отстоять друг от друга.

В целом роль города в социализации детей, подростков, юношей определяется тем, что он предоставляет каждому горожанину потенциально широкие возможности выбора круга общения, систем ценностей, стилей жизни, а следовательно, и возможностей самореализации и самоутверждения.

При этом от типологических характеристик города, того района, в котором живет растущий человек, от его социально-культурных, половозрастных и индивидуальных особенностей зависит способ и форма использования предоставляемых городом возможности.

Поселок – особая форма расселения людей на определенной территории, первоначально небольшой. Отличительными особенностями являются:

  • эмансипация от сельской жизни;
  • обособленность от городской жизни;
  • отсутствие опоры на исторические традиции, характерные для малых городов. Это общее определение охватывает различные типы поселков:
  • рабочие – при добывающих или перерабатывающих предприятиях, а также крупных железнодорожных станциях;
  • переселенческие, в которые «свезли» жителей деревень из зон затопления при строительстве ГЭС и водохранилищ, а также территорий создававшихся закрытых зон; вынужденных переселенцев и беженцев из бывших республик, «горячих точек» и экологически загрязненных территорий;
  • пригородные, жители которых преимущественно работают в городе; поселки внутри крупных городов, в которых живут рабочие одного завода или сосредоточены мигранты первых поколений (их называли лимитчиками).

Несмотря на типологическое многообразие и различия, поселки, как правило, имеют много общего в образе жизни населения и социально-психологической атмосфере, что позволяет рассматривать их как специфический фактор социализации человека.

В поселке человек усваивает определенный «сплав» традиционных и урбанистических норм. В поселках больше всего одобряются усредненность поведения, стиля жизни, человеческих характеров. Здесь жизнь отдельного человека и семьи в целом характеризуется большей открытостью, чем в деревне, но при этом отмечается ярко выраженная обособленность каждого, кто не считает нужным прислушиваться к мнению окружающих, если на первый план выступают собственные интересы.

В то же время жизнь каждого настолько сильно зависит от норм среды, что противопоставить себя ей практически нереально. Общий уровень культуры определяет и содержательный уровень общения, как правило, прагматичный, сугубо событийный, бедный информацией общекультурного характера.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)