Контроль пространства человеком и государством

Человек, общество и государство живут и развиваются за счёт ресурсов, а поэтому нуждаются в контроле над пространством, их содержащим. Эта осознанная (или неосознанная) потребность в ресурсах ведёт к стремлению контролировать пространство, которое делится на своё и другое. Другое, в свою очередь, может быть не контролируемым никем и контролируемым кем-то.

Пересечение национальных интересов ведёт к конфликтности, а в случае невозможности разрешить конфликт другими способами – к войне. Поэтому причина конфликтов и войн всегда одна – борьба за контроль над пространством, насыщенным ресурсами.

Интересно
В определённом смысле можно утверждать, что национальных, конфессиональных, государственных, идеологических конфликтов не бывает. Их причина везде и всегда – борьба за пространство, которое равно содержащимся в нём ресурсам.

Внешние формы конфликтов напрямую зависят от формы идентификации противоборствующих сообществ. Если они идентифицируют себя как этносы, конфликт принимает форму межнационального; если как конфессии, конфликт реализуется как межрелигиозный; если доминирует гражданско-государственная форма идентификации, конфликт превращается в межгосударственный. Нередко можно видеть смешанные типы конфликтов и войн, когда, например, одна из сторон идентифицирует себя конфессионально или этноконфессионально, а другая – государственно. Часто конфликты развиваются очень сложно, но, сколько бы мы ни исследовали их, истоки конфликтности приведут к пространству и контролю над ним.

Отсюда вывод: истина в том, что нет «плохих» народов, конфессий, государств. Есть разные интересы, которые формулируются в виде разных правд. Если интересы разных групп (этнических, конфессиональных, государственных) пересекаются, то в их правде будут выражаться положительные характеристики себя и негативные характеристики оппонентов.

Интересно
Часто (наряду с реальными пространственными претензиями) оппоненты критикуются за несхожесть в чём-либо с критикующей стороной. Это может быть внешний вид, манеры поведения, национальный характер и другие маркеры интегрирующих мировоззрений (этничности, конфессиональности, гражданственности и т. д.), то есть всё то, что говорит о принадлежности критикуемых к другой группе – национальной, конфессиональной, государственной и др.

Если другая группа не претендует на твоё или спорное пространство, на эти отличия внимание не обращается, они даже воспринимаются в положительном ключе. Если же возникает противоречие интересов, то маркеры оппонирующей группы становятся основными внешними раздражителями. Когда внешних маркеров для демонизации «врагов» не хватает, на них нередко перекладывают свои пороки, после чего подвергают критике, забывая, что пороки и издержки есть в любом обществе. Так происходит мобилизация и самоутверждение группы, а также формулируется психологическая санкция на насилие (вплоть до биологического уничтожения) по отношению к представителям оппонирующей стороны. Истина в этой борьбе правд одна – стремление к контролю над пространством, переходящее к борьбе за контроль над пространством.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)