Концепции эволюционного естествознания

Из краткого анализа процессов в микро-, макро- и мегамире видно, что на всех уровнях доминирующими являются идеи эволюции, идеи развития. Это нашло отражение в понятии глобального эволюционизма, в концепции универсального эволюционизма.

За последние десятилетия в лоне каждой науки сформировался “свой” эволюционизм, в котором развитие специфических систем (Вселенной, химических элементов, Земли, биосферы), рассматривалось через призму конкретно-научных знаний.

Синтез современного естественно-научного знания обусловлен необходимостью построения новой научной картины мира, дающей целостное (а не фрагментарное) представление о мире, о взаимодействии разныхего уровней (микро-, макро- и мегамира), о материальных системах различной природы (живой, неживой) и об универсальных законах эволюции.

К настоящему времени выявлен ряд важнейших внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на эволюцию природных систем. К их числу относятся: открытость, нелинейность, неравновесность, неконтролируемость воздействия и т. п.

В качестве основополагающей была выдвинута концепция коэволюции, согласно которой природная система и ее окружение эволюционируют совместно, поддерживая существование друг друга.

Во всех процессах, имеющих место во Вселенной, неизбежно присутствуют случайные факторы, влияющие на ее развитие, и все эти процессы протекают в условиях некоторого уровня неопределенности.

Принципы отбора допускают существование бифуркационных состояний, т. е. состояний, из которых даже в отсутствие случайныхфакторов возможен переход материального объекта в целое множество новых состояний. В бифуркационном состоянии дальнейшая эволюция оказывается принципиально непредсказуемой, поскольку новое русло эволюционного развития будет определяться прежде всего теми неконтролируемыми, случайными факторами, которые будут действовать в системах.

Другой основополагающей концепцией является концепция “стрелы времени”, специфической для каждой природной системы. Она позволяет охарактеризовать направление необратимой эволюции этой системы: ее рождение, жизнь и гибель.

К числу важнейших концепций эволюционного естествознания, разработанных в биологии, относится обобщенная триада — изменчивость, наследственность, естественный отбор.

Существенную роль в эволюционных представлениях играет концепция самоорганизации в хаосе, т. е. возникновение упорядоченных структур вдали от равновесия, когда, как привило, имеет место спонтанное нарушение симметрии.

Важным является также понятие сложности и иерархической соподчиненности природных систем. Исследование проблем возникновения неустойчивости системы позволяет понять роль симметрии в появлении режима динамического хаоса.

Приведенные основные идеи дают представление о сущности универсального эволюционизма. Фундаментальные физические и биологические теории связаны в своей основе с общеприродным единством, и вполне естественным является стремление обобщить их на всю окружающую природу.

В целом же универсальный эволюционизм означает, что наша Вселенная, в силу связи всех ее составляющих, — некая единая система; ее эволюция представляет собой рост разнообразия форм материальной организации, вводимого в определенные рамки и ограничиваемого тенденцией к единству и кооперативности.

Универсальный эволюционизм — попытка построения общепланетарной теории исследования природных процессов в свете их космического единства. Можно сказать, что процесс самоорганизации природных систем заключается в обретении ими все более и более совершенного динамического равновесия с окружающей средой.

Стержнем универсального эволюционизма является схема, отражающая сквозную линию развития от низших форм движения к высшим. Эта сквозная линия допускает развитие, усложнение и усовершенствование, вследствие чего процессы и явления природы могут рассматриваться с некоторых единых позиций.

Идеи универсального эволюционизма обладают значительной гибкостью и могут принимать самые разные очертания. Эволюционизм существует в виде огромного количества вариантов и версий. Идеи эволюционизма представляют собой “каркас” для целого спектра различных по существу представлений о мире.

В настоящее время все настоятельнее проявляется естественное желание использовать физические принципы становления и развития неживой и живой природы и идеи синергетического подхода для описания поведения сложных неравновесных самоорганизующихся систем, для решения проблем гуманитарных наук.

Новая мировоззренческая парадигма, основанная на представлениях синергетики, устраняет различия между естествознанием и обществоведением и дает возможность создать универсальную эволюционно-синергетическую картину мира.

Понятия синергетики и аппарат нелинейного мышления превращают изначально гуманитарно-интуитивные методы описания социальных, экономических, психологических, исторических и других объектов и систем из описательных в научно обоснованные (прогнозируемые).

Перспективыразвитиячеловечестваприэтомосновываются на возможности эволюции перехода материи от более вероятных хаотических состояний к менее вероятным, но реально возможным и более организованным упорядоченным состояниям.

В рамках физического представления синергетических моделей цивилизация в целом и конкретное общество являются сложными неравновесными системами, устойчивость которых

обеспечивается взаимодействием внешних и внутренних причин развития. Совокупность механизмов, включающих орудия и другие материальные объекты, языки, мифологию, мораль и т. д., то есть то, что представляет собой понятие культуры, также может быть выражена в таких параметрах целостного эволюционного развития самоорганизующихся систем, как нелинейность процессов, бифуркация отдельных фаз развития и эволюционные катастрофы.

Современное естествознание становится, по существу, постнеклассической интегративной наукой, в которой в первую очередь должны использоваться достижения новой, синергетической физики.

При этом наблюдается тенденция перехода от собственно познавательной сущности науки к научному методу решения проблем экономического, социального, политического и культурного характера и обоснованного прогнозирования будущего развития.

Можно привести большое количество примеров, подтверждающих, что синергетические модели современной постнеклассической физики применяются к сложным гуманитарным системам в истории цивилизаций, возникновении этносов, самоорганизации социально-экономических процессов, возникновении кризисов развития человеческого общества.

В связи с этим в анализе сложных систем значительно возрастает роль физических и математических моделей и в целом моделирования процессов различной природы, рассмотрения конфликтных ситуаций и принятия решений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)