Любовь как невозможность обладания Другим
В чем же суть переживаний героя, понесшим утрату, которая, казалось бы, должна смягчаться с ходом времени, находить утешение в окружающей природе? Почему герой не может смириться с расставанием, которое составляет часть любой человеческой жизни?
На наш взгляд, в этом цикле пересечен предел конкретики, и герой, по воле автора, попадает в пространство чистой экзистенции. С этой точки зрения, «Зимний путь» – это утверждение невозможности обладания Другим.
Суть страданий нашего героя – в невозможности обладать любимым существом, которая не дает ему возможности воспринимать окружающий мир таким, какой он есть – все преломляется через призму любви-страдания: «Напрасно ищу в снегу ее следы, когда мы, рука в руку, Гуляли в весеннем поле… Хочу целовать землю, Что под снегом, растопленным моими горячими слезами, Хранит наши следы. Но я не вижу эту землю. Не вижу зеленую траву и цветы. Все поблекло, все замерло.
Что же будет, если и ее облик поблекнет в моем сердце?.». Боязнь потерять любовь связана с абсолютизацией чувства, к восприятию всего мира как Мира-с-любимой, и само страдание является формой связи с утраченной возлюбленной. «За неимением безмерного счастья безмерные страдания могли бы по крайне мере стать нашей судьбой», пишет А. Камю.
Но и страдания имеют конец, возможно, в новой любви, возможно – в смерти. Облик любимой, поблекший в сердце – это то, чего страшится наш путник, который боится оказаться наедине со своей самостью, выстроив свои мир на страстном желании обладания Другим и включении этого Другого, пусть в виде мечты или фантазии, в орбиту своего существования. Если мы придерживаемся пафоса романтизма или философии экзистенциализма, «Зимний путь» нашего героя не может привести к освобождению или самореализации.
Но в «Зимнем пути» мы познаем Страдание-как-музыку, а это отличается от того переживания, которое не может найти сублимацмонного выхода в искусстве. «Человек, изливающий себя в рыдании и в музыке, которая во всех своих чертах уже отличается от рыдания, одновременно дает отхлынуть потоку того, что не является им самим, и того, что скопилось за плотиной вещного мира.
Будучи рыдающим или поющим, он вступает в отчужденную реальность. «Бьет ключом слеза, меня вновь забирает земля» – вот о чем говорит музыка». Таким образом, страдания героя Зимнего пути – это человеческое горе, при помощи музыки преодолевающее горе бытия здесь-и-сейчас и уводящее и нашего путника, и нас в область трансценденции.
- Танец смерти во времени и пространстве: творческое переосмысление средневековым живописцем и современным композитором (Тоттентанц Бернта Нотке и Томаса Адеса)
- Бенджамин Бриттен в современном (меж)культурном пространстве: тексты композитора и контексты интерпретации
- Влияние постмодернизма на современные художественные практики
- Судьба ауратичного искусства в век механического реплицирования: Вальтер Беньямин
- Эйн Рэнд. Романтический манифест
- Диалог о музыкальных сказках
- Образы власти в (пост)современной музыкальной культуре: от мифа к десакрализации
- Оперная звезда в «посткультуре»: идеал гламура
- Опера как выход из повседневности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу