Надзор при осуществлении судебными приставами функциональных обязанностей
В процессе надзора за исполнением законов судебными приставами при осуществлении своих функций прокурор особое внимание уделяет охране прав лиц, участвующих в исполнительном производстве. Проверку соблюдения прав участников исполнительного производства следует проводить комплексно, как предусмотрено в указании Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами» от 6 января 1999 г. № 1/7.
Прокурор выясняет: было ли сделано должнику предложение о добровольном исполнении решения; соблюдается ли срок, предоставленный Законом для добровольного исполнения (не более пяти дней).
Необходимо также установить правомерность наложенных на должника взысканий за неисполнение решений суда, проверить:
- были ли взыскания соответствующим образом мотивированы;
- нет ли уважительных причин, по которым исполнение не было произведено в установленный срок
- применял ли пристав все имеющиеся в его распоряжении меры для исполнения судебного решения;
- привлечены ли к административной или уголовной ответственности в предусмотренных законом случаях лица, виновные в неисполнении;
- не было ли обращено взыскание на имущество, обращение взыскания на которое запрещено законодательством (имущество мобилизационного назначения).
Кроме того, в ходе проверок необходимо выяснить:
- выполняются ли судебными приставами-исполнителями требования по розыску должника, его имущества или розыску ребенка (ст. 28 Федерального закона «Об исполнительном производстве»);
- соблюден ли порядок обращения взыскания на имущество должника (гл. 4 Закона);
- имеют ли место нарушения в части наложения ареста или обращения взыскания на вновь поступающие на счет должника денежные средства (ст. 46 Закона);
- соблюдаются ли требования о наложении ареста на имущество должника и о его реализации (глава 5 Закона);
- соблюдаются ли требования об исполнении исполнительных документов по спорам неимущественного характера (глава 7 Закона);
- допускаются ли нарушения в части привлечения виновных граждан и должностных лиц к ответственности за невыполнение их законных требований (ст. 87 Закона);
- каковы результаты рассмотрения заявлений и жалоб граждан, должностных лиц, организаций на действия судебных приставов, обжалования действий судебного пристава-исполнителя (ст. 90 Закона).
В ходе проверки особое внимание следует обратить на защиту трудовых прав граждан (восстановление на работе, взыскание заработной платы), а также на исполнительные производства, где немедленное исполнение требований предусмотрено исполнительным документом или Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (п. 2 ст. 13), а также на очередность удовлетворения требований взыскателей (ст. 78).
При этом необходимо учитывать, что в случае неисполнения должником исполнительного документа о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника судебный пристав, помимо принятых мер, предусмотренных ст. 85 Закона, обращается в суд с заявлением, утвержденным старшим судебным приставом, о вынесении в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, определения о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время со дня вынесения решения о восстановлении работника по день исполнения исполнительного документа.
Важное направление надзора – проверка распределения денежных средств, поступивших в качестве исполнительского сбора, между федеральным бюджетом и внебюджетным фондом развития исполнительного производства и правомерности выплаты судебным исполнителям вознаграждения за исполнение исполнительного документа.
Кроме того, при анализе материалов исполнительных производств прокурорам необходимо обращать внимание на случаи, когда исполнительные действия не произведены в двухмесячный срок (ст.13 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Тщательной проверке подлежат поступившие в прокуратуру жалобы и заявления на противоправные действия судебных приставов. При этом обращается внимание на полноту применения мер ответственности судебных приставов, определенную ст. 19 Федерального закона «О судебных приставах».
- Роль руководителя в формировании психологического климата в коллективе
- Организационно-управленческие факторы повышения эффективности деятельности органов прокуратуры
- Престиж органов прокуратуры и его влияние на социально-психологическое самочувствие сотрудников
- Психологическое самочувствие сотрудников прокуратуры
- Особенности координации в федеральных округах
- Контроль выполнения координационных мероприятий
- Планирование координационной деятельности
- Информационное обеспечение
- Протокол и постановление координационного совещания
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу