Надзор за исполнением законодательства о ценных бумагах
Правовые основы рынка ценных бумаг содержатся в Конституции РФ (ст. 8, 34, 35, 71, 74, 128).
Наиболее существенные положения содержатся:
- в федеральных законах:
- «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г.;
- «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г.;
- «О переводном и простом векселе» от 11 марта 1997 г.;
- «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г.
Основным нормативным актом, регулирующим отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, является Федеральный закон «О рынке ценных бумаг».
Правовое регулирование рынка государственных и муниципальных ценных бумаг осуществляется ст. 114 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г.
Распространенные нарушения законов в этой области:
- принятие решений о выпуске в обращение облигаций, займов от имени субъекта Федерации, муниципального образования не уполномоченными на то органами;
- отсутствие государственной регистрации таких бумаг;
- принятие органами государственной власти и местного самоуправления незаконных нормативных актов, предусматривающих вексель в качестве средства платежа.
Процедура регистрации и выпуска в обращение ценных бумаг кредитными организациями регулируется Инструкцией Банка России «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» от 17 сентября 1996 г. № 8.
Прокурорская практика показывает, что недобросовестные компании и предприниматели, избегая налогооблажения, используют вексель как средство платежа, а также для незаконного обналичивания денежных средств посредством вложения их в векселя банков, которые затем передаются физическим лицам по индоссаменту и погашаются в банке за наличный расчет. Широко распространены мошенничество и подделка векселей.
Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. (в редакции от 7 августа 2001 г.) регламентирует права и обязанности акционерных обществ в сфере выпуска и размещения ценных бумаг, правила ведения реестра акционеров общества.
В задачу прокурорского надзора входят выявление и своевременное устранение правонарушений со стороны участников рынка ценных бумаг. Основные направления – надзор за соблюдением законодательства участниками рынка ценных бумаг в процессе эмиссии ценных бумаг, их обращения и информационного обеспечения, надзор за соответствием издаваемых нормативных правовых актов федеральному законодательству.
Информацию о правонарушениях на рынке ценных бумаг прокурор получает из различных источников, ими могут быть: заявления и жалобы граждан о нарушении их прав и законных интересов при обороте ценных бумаг; решения, постановления органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц о выпуске ценных бумаг.
Источниками необходимой для осуществления надзора информации являются:
- сами ценные бумаги (наличие в них обязательных реквизитов, соответствие категории);
- решения об их выпуске;
- реестры ценных бумаг, выписки из них, реестры акционеров;
- стандарты деятельности организаций – профессиональных участников рынка ценных бумаг, их уставные документы;
- учредительные документы акционерных обществ;
- данные об уставном капитале эмитентов;
- учетные регистры, договоры;
- журналы по операциям с ценными бумагами;
- передаточные надписи (индоссаменты) на ценных бумагах;
- регистрационные документы выпуска;
- отчеты об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг, отчеты по ценным бумагам эмитентов;
- записи бухгалтерского учета на ЭВМ, бухгалтерские балансы, счета прибылей и убытков;
- записи на лицевых счетах у держателя реестра;
- договоры с профессиональными участниками рынка ценных бумаг, владельцами ценных бумаг;
- сертификаты эмиссионных ценных бумаг;
- записи по счетам в депозитариях.
Много информации можно почерпнуть из рабочих материалов региональных отделений Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг: решений, постановлений, иных правовых актов, протоколов заседаний, реестров выданных, приостановленных и аннулированных лицензий. Получить информацию о нарушениях на рынке ценных бумаг прокурор может также из решений и определений судов, материалов уголовных дел.
При планировании проверок исполнения законодательства о ценных бумагах необходимо учитывать, что ценные бумаги подразделяются на два основных вида: государственные (выпускаемые органами представительной и исполнительной власти) и корпоративные (выпускаемые юридическими лицами).
Прокурорский надзор за соблюдением законодательства при выпуске ценных бумаг представительными и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления должен осуществляться повседневно путем изучения издаваемых ими нормативных актов.
Наиболее характерными правонарушениями, свойственными участникам корпоративного рынка ценных бумаг, являются:
- нарушения законодательства при принятии решений о выпуске ценных бумаг;
- отсутствие государственной регистрации эмиссии ценных бумаг;
- невыполнение условий размещения ценных бумаг, изложенных в проспекте эмиссии;
- непредставление в региональное отделение ФКЦБ отчетов о размещении ценных бумаг;
- отсутствие лицензий, аттестатов, сертификатов, необходимых для осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
- нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг (ведение реестра лицами, не имеющими квалификационных аттестатов, самостоятельное ведение реестров акционерными обществами с числом акционеров, превышающим 500, неуведомление регистратором акционеров обо всех изменениях в реестре и др.);
- перечисление выручки от реализации ценных бумаг на счета третьих лиц и сокрытие этой операции от бухгалтерского учета.
В ходе надзорной проверки прокурор прежде всего изучает вопросы, связанные:
- с соблюдением законности выпуска и обращения ценных бумаг;
- с законностью деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- с соблюдением законности в деятельности контролирующих органов на рынке ценных бумаг.
Важно проверить:
- не противоречат ли федеральному законодательству правовые акты органов власти субъектов Федерации, принимаемые в сфере функционирования рынка ценных бумаг, а также решения, принятые органами контроля по фактам выявленных правонарушений;
- нет ли фактов противоправного вмешательства администрации субъектов Федерации в компетенцию региональных отделений ФКЦБ России;
- соблюдается ли в регионе определенная законодательством форма сделок купли-продажи ценных бумаг;
- выполняются ли особые условия совершения сделок, связанных с приобретением крупных пакетов акций (уведомление, согласовывание), а также требования антимонопольного законодательства при совершении таких сделок;
- не допускаются ли нарушения закона при государственной регистрации выпусков ценных бумаг;
- выполняются ли условия регистрации сделок с ценными бумагами;
- имеются ли у инвестиционных институтов, банков, фондовых бирж, фондовых отделов товарных бирж лицензии, а также документы, подтверждающие совершение сделки;
- соблюдаются ли требования законодательства в деятельности депозитариев (соответствие законодательно установленной форме договоров хранения ценных бумаг, выполнение условий договоров);
- обоснованы ли решения органов контроля о лишении квалификационных аттестатов, лицензий на право осуществления деятельности на рынке ценных бумаг;
- соблюдается ли порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами;
- не допускаются ли нарушения законодательно установленного порядка ведения реестров;
- соблюдаются ли установленные законом ограничения на совмещение профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг;
- не нарушаются ли требования законодательства в процессе эмиссии и размещения ценных бумаг (как корпоративных, так и государственных и муниципальных);
- не допускаются ли нарушения порядка и условий лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, нет ли фактов осуществления безлицензионной деятельности;
- не допускались ли факты эмиссии и размещения новых выпусков акций без ведома акционеров подставным лицам (фирмам) по заниженной цене, выпуска «особых», не предусмотренных законодательством акций.
Кроме того, в ходе проверки следует обратить внимание на своевременность и полноту уплаты юридическими лицами-эмитентами ценных бумаг налога на операции с ценными бумагами, а также лицензионного сбора за выдачу лицензий профессиональным участникам рынка ценных бумаг, выдаваемых территориальными органами ФКЦБ России или территориальными учреждениями Банка России.
В целях получения ответов на поставленные вопросы прокурор изучает в территориальных подразделениях всю необходимую документацию и анализирует ее с точки зрения соответствия компетенции к требованиям Федерального закона «О рынке ценных бумаг». При этом внимательно изучаются все распоряжения, приказы и иные правовые акты, издаваемые соответствующими подразделениями за проверяемый период.
В территориальных управлениях, осуществляющих контролирующие функции на рынке ценных бумаг, прокурор знакомится с материалами проведенных проверок эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг. Анализ указанных материалов позволит сделать вывод о соответствии порядка проведении проверок действующему законодательству, об адекватности примененных мер реагирования на выявленные нарушения.
При изучении материалов проверок следует обращать особое внимание на замечания и объяснения, данные проверенной организацией по акту проверки, на основе их анализа можно сделать вывод о том, обосновано ли последующее внесение (или невнесение) соответствующих нарушений в предписание, адекватны ли принятые по ним меры.
При рассмотрении материалов об отказе в выдаче лицензии следует соотнести мотивировку и основание отказа с исчерпывающим перечнем оснований отказа в выдаче лицензий, установленным законом о лицензировании конкретных видов деятельности на рынке ценных бумаг.
При проверках исполнения территориальными учреждениями Банка России законодательства о рынке ценных бумаг следует учитывать, что их контролирующие подразделения должны вести базу данных, содержащую информацию о нарушениях законодательства о рынке ценных бумаг. Любая информация, выявленная контролирующим подразделением и подлежащая дальнейшему рассмотрению, фиксируется в базе данных, в которую включаются такие сведения, как вид нарушения, источник получения информации, принятое решение и др.
Ответственность за правонарушения на рынке ценных бумаг установлена ГК РФ, УК РФ и Федеральным законом «О рынке ценных бумаг». В случаях неоднократного или грубого нарушения профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательства Российской Федерации о ценных бумагах органы ФКЦБ России вправе принять решение о приостановлении или аннулировании лицензии, выданной на осуществление профессиональной деятельности с ценными бумагами (п. 10 Положения о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг).
Должностные лица эмитента, принявшие решение о выпуске в обращение ценных бумаг, не прошедших государственную регистрацию, несут административную и уголовную ответственность (п. 4 ст. 51 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»).
В УК РФ предусмотрены следующие статьи, по которым могут возбуждаться уголовные дела по фактам совершения преступлений на рынке ценных бумаг: ст. 159 (мошенничество), 160 (присвоение или растрата), ст. 185 (злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии), ст. 186 (изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг).
Меры реагирования прокурор принимает исходя из собранных в процессе проверки материалов и их оценки.
- Роль руководителя в формировании психологического климата в коллективе
- Организационно-управленческие факторы повышения эффективности деятельности органов прокуратуры
- Престиж органов прокуратуры и его влияние на социально-психологическое самочувствие сотрудников
- Психологическое самочувствие сотрудников прокуратуры
- Особенности координации в федеральных округах
- Контроль выполнения координационных мероприятий
- Планирование координационной деятельности
- Информационное обеспечение
- Протокол и постановление координационного совещания
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу