Оперативно-розыскные мероприятия проведение которых не ограничивает конституционных прав граждан

Оперативно-розыскная деятельность – это основанный на федеральном законодательстве вид социально полезной юридической государственной деятельности уполномоченных на то законодателем субъектов, представляющих собой систему поведенческих актов конспиративного и гласного характера с применением специальных сил, средств и методов, а также проведения ОРМ.

Рассматривая оперативно-розыскные мероприятия, нельзя не сказать еще об одной классификации. Это деление на группы в зависимости от степени ограничения прав и свобод человека и гражданина. В зависимости от этого критерия все оперативно-розыскные мероприятия можно разделить на две группы: ограничивающие конституционные права граждан и не имеющие таких ограничений. Рассмотрим первую группу оперативно-розыскных мероприятий, не ограничивающих конституционных прав граждан.

Опрос – получение сведений путем общения с лицами, которые обладают или могут обладать информацией, имеющей значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Субъекты опроса – сотрудники оперативных подразделений, а также лица, действующего по их поручению или заданию. Объекты опроса – граждане, которые осведомлены или могут знать о лицах, фактах и обстоятельствах, представляющих интерес. Цель опроса – сбор информации о подготавливаемых, совершаемых, совершенных преступлениях, разыскиваемых лицах и решения иных оперативно-розыскных задач. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в результате опроса может быть получено объяснение от опрашиваемого лица, оформлено его заявление или явка с повинной.

Результат опроса оформляется служебным документом, к которому могут быть приложены объяснения, заявления, явки с повинной, иные документы, материальные носители информации. При этом могут использоваться видео- и звукозапись, иные специальные технические средства, в том числе негласно. Наведение справок – получение сведений путем ознакомления с документами или информацией, содержащейся также и на материальном носителе. Субъекты наведения справок – сотрудники оперативных подразделений, иные сотрудники правоохранительных органов либо лица, оказывающие им содействие.

Объектами наведения справок могут быть как физические, так и юридические лица. Цель наведения справок – исключая контакты с непосредственным объектом наведения справок, собрать о нем сведения. Так, о физическом лице это могут быть сведения, характеризующие его с различных сторон, об образе жизни, связях и т.п. О юридическом лице собираются сведения, представляющие интерес с точки зрения его ликвидности, номенклатуре выпускаемой продукции и ее технологии, производственных связей, вероятности совершения преступлений его сотрудниками.

Интересно
Источниками необходимых данных об объекте наведения справок служат – граждане и документы (в том числе и архивные). Изучение документов может осуществляться непосредственно на месте их нахождения, в установленном порядке по соответствующим запросам в государственные органы, в том числе правоохранительные, а также на предприятия, в учреждения и организации независимо от форм собственности.

Письменный запрос на представление необходимых данных, как правило, осуществляет оперативный работник. Документ, составленный им для этой цели, подписывается руководителем, имеющим право подписи соответствующих документов. Запрос может осуществить и иное лицо по заданию оперативного работника. Для осуществления информационного поиска в накопительных системах правоохранительных органов по запросам с неполными исходными данными, например, по приметам, направленности преступной деятельности, вероятного района проживания, среде общения и т.д. сотрудник оперативного подразделения может лично принять участие. Результаты наведения справок оформляются служебным документом, к которому могут быть приложены справки, ответы на запросы, иные документы, материальные носители информации.

Сбор образцов для сравнительного исследования – мероприятие, которое, как правило, является логическим продолжением таких мероприятий как проверочной закупки, контролируемой поставки или обследования объектов.

Так, например, негласная проверочная закупка обычно имеет цель получения, сбора образцов для последующего исследования предмета закупки. Аналогичная связь и у других рассмотренных оперативно-розыскных мероприятий. Следовательно, такая перманентность рассматриваемого мероприятия позволяет не менять ни субъект, ни объект.

Сбор образцов для сравнительного исследования – получение либо обнаружение и изъятие предметов, веществ, документов и иных объектов, необходимых для проведения их исследования.

Под образцами при проведении данного мероприятия понимаются предметы, документы и иные, используемые в качестве эталонов для сравнительного исследования (оригиналы подписей, бланков документов, голоса, отпечатков пальцев рук, крови, иных физиологических компонентов и т.п.), либо являющиеся составной частью целого, подлежащей непосредственному сравнительному исследованию на предмет наличия следов преступной деятельности и иных сведений, которые могут иметь доказательное значение в уголовном процессе (документы, являющиеся составной частью бухгалтерского учета и отчетности организации, предприятия и учреждения; часть сырья, товаров, изделий, продуктов питания и т.п.).

При проведении этого мероприятия предписываются следующие действия:

  • Сбор образцов должен быть осуществлен лишь в необходимом для сравнительного исследования (и последующих экспертиз) количестве.
  • Сбор образцов, как правило, должен осуществляться гласно.
  • В процессе сбора образцов запрещается совершать действия, создающие угрозу здоровью граждан, унижающие их честь и достоинство; создавать условия, затрудняющие нормальное функционирование предприятий, учреждений, организаций.
  • При сборе образцов обеспечивается их сохранность.
  • При производстве гласного сбора образцов они помещаются в конверты, свертки, посуду, иные емкости, и опечатать печатью предприятия, учреждения или организации либо заверяются подписями участников мероприятия.
  • Для сравнительного исследования целесообразно направлять лишь часть расходных образцов с тем, чтобы обеспечить при необходимости проведение в ходе уголовного процесса экспертизы по оставшейся их части.
  • Возвращение после проведенного исследования образцов, если возникает такая необходимость, должно быть осуществлено, как правило, тем же способом, каким они были получены.

Основанием для сбора образцов является утвержденный соответствующим руководителем, мотивированный служебный документ сотрудника оперативного подразделения. Результаты сбора образцов для сравнительного исследования оформляются служебным документом с приложением образцов для исследования. К служебному документу могут быть приложены акты, заключения, объяснения, иные документы.

Проверочная закупка – возмездное приобретение товаров, работ или услуг с ведома и под контролем должностных лиц органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, для проверки сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Отличительные черты проверочной закупки:

  • объектами закупки могут быть предметы, вещества и продукция, в том числе свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также и услуги и, в том числе, запрещенные;
  • это оперативно-розыскное мероприятие связано с затратным приобретением; в качестве средств платежа при проверочной закупке могут выступать денежная единица Российской Федерации, иностранная валюта, а также иные валютные ценности, предметы, вещества или продукция (бартер);
  • проверочная закупка может осуществляться гласно и негласно. Субъекты проверочной закупки – сотрудники оперативных
    аппаратов и по их заданию: негласные сотрудники, специалисты и иные граждане.

Объекты проверочной закупки – юридические, физические лица – продавцы или лица оказывающие услуги при этом предметами проверочной закупки могут быть любые материальные ценности и услуги, в том числе свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, которые продавец (лицо, представляющее оперативный интерес) передает покупателю (субъекту оперативно-розыскного мероприятия).

Цели проверочной закупки:

  • получение образцов для сравнительного исследования;
  • установление тождества или отклонений от технологических условий, цены и т.п.;
  • а также данных или доказательств, свидетельствующих о противоправной деятельности объекта оперативно-розыскного мероприятия.

Проверочная закупка осуществляется в соответствии со служебными документами, в которых указываются законные основания для проведения данного оперативно-розыскного мероприятия, расчет привлекаемых сил и средств, а также предполагаемых затрат. Проверочная закупка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен (оружие, боеприпасы, валютные ценности, наркотические средства, сильнодействующие или ядовитые вещества, радиопередающая, специальная техника и т.д.), проводится только на основании постановления.

Указанные документы рассматриваются и утверждаются руководителем органа, уполномоченным на осуществление оперативно-розыскной деятельности. Одновременно он решает в установленном порядке вопрос о выделении для проведения проверочной закупки денежных средств. Проверочная закупка, осуществляемая гласно, оформляется актом, например, если такая закупка проведена в системе торговли, общественного питания или в иных предприятиях, оказывающих услуги, то она должна проводиться с соблюдением требований, установленных ведомственными нормативными актами соответствующих контролирующих органов и оформляться актом контрольной закупки.

Если в результате такой закупки будут установлены признаки преступления или административного правонарушения, принимается решение в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным и административным законодательством. Результаты негласной проверочной закупки оформляются сотрудником оперативного подразделения. К документам могут прилагаться объяснения привлеченных к ее проведению граждан, сообщения лиц, оказывающих содействие оперативным подразделениям и иные, добытые негласным путем иные материалы, имеющие отношение к проведению закупки.

Приобретенные в ходе проверочной закупки предметы, вещества и продукция при необходимости их использования в процессе доказывания и при условии их возможного хранения без потери количества, ухудшения качества и потребительских свойств, технических параметров, учитываются и хранятся в установленном порядке. Предметы, вещества и продукция, требующие особых условий хранения, могут быть переданы на временное хранение предприятиям, организациям и учреждениям, имеющим эти условия. Исследование предметов и документов (исследование предметов, веществ, документов и иных объектов) – изучение предметов, веществ, документов и иных объектов для обнаружения следов преступной деятельности, иных признаков и свойств.

Исследование предметов и документов имеет следующие особенности:

  • Сотрудник оперативного подразделения является только инициатором предполагаемого исследования.
  • Непосредственным исполнителем исследования является привлеченный специалист, обладающий научными, техническими и иными специальными познаниями, для проведения им криминалистического, научно-технического и иного исследования и дачи заключения по представленным ему предметам.
  • В исключительных случаях, если отсутствует возможность транспортировки объектов исследования к месту исследования, сотрудник оперативного подразделения проводит дополнительные оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие возможность исследования и дачи заключения специалистом по этим объектам на месте их пребывания.
  • Какого именно специалиста следует привлечь для дачи заключения, зависит от объекта и содержания исследования. Это могут быть лица, обладающие специальными научными, техническими и иными специальными познаниями. Специалист может быть привлечен и на контрактной основе.
  • Если предметы, подлежащие исследованию, были получены в результате негласных оперативно-розыскных мероприятий, то в целях дальнейшего их использования по уголовному делу в качестве вещественных и иных доказательств, им должна быть обеспечена сохранность в их прежнем виде.

Исследование таких предметов, веществ и документов должно быть проведено в предельно сжатые сроки, а его результаты не разглашаться специалистами без соответствующего на то разрешения руководителя органа, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности. Круг объектов, подлежащих исследованию, неограничен и определяется потребностью решения конкретной задачи борьбы с преступностью. Между тем, следует отметить некоторые объекты, исследование которых наиболее часто встречается на практике.

Это предметы, вещества и документы, при исследовании которых может быть получена информация:

  • об их назначении;
  • о технологии, времени, и месте изготовления, качественных характеристиках;
  • о содержании документов, лицах, их исполнивших, способах и средствах размножения и тиражирования;
  • о биологических свойствах объектах (кровь, сперма, волосы и т.д.) и их принадлежности;
  • о свойствах, характеристиках и сведениях иных предметов, веществ и документов.

Цель проведения исследований – получение новой доказательственной и оперативно-розыскной информации для выявления, пресечения и раскрытия преступлений. Потребность в исследовании проявляется всякий раз, когда возникают вопросы, необъяснимые с позиции юридических наук, а требующие привлечения для их разрешения иных познаний.

Результаты исследования предметов, веществ и документов оформляются документами, предусмотренными нормативными актами соответствующих министерств и ведомств, в том числе и актом исследования (ревизии, проверки), который по своей форме и содержанию должен соответствовать требованиям, предъявляемым к составлению акта экспертизы (при исследовании предметов, веществ и документов специалист, в силу своей компетенции, может выйти за рамки поставленных им вопросов). Наблюдение – получение сведений путем проведения визуального, слухового, электронного или комплексного слежения за лицами, транспортными средствами, участками местности и иными объектами.

Приступая к рассмотрению этого сложного мероприятия, следует учитывать следующее:

  • при осуществлении наблюдения ведущий его не вступают в контакт, т.е. непосредственное общение, соприкосновение с объектом, за которым оно осуществляется;
  • наблюдение осуществляется путем визуального и слухового восприятия; применение технических средств, химических и иных специальных средств способствует усилению такого восприятия, облегчает слежение, а также обеспечивает фиксацию увиденного и услышанного;
  • наблюдение может осуществляться там, где оно доступно его ведущему, т.е. в помещениях, транспорте, на открытой местности.

Субъекты наблюдения – оперативные работники или по его заданию:

  • штатные оперативные работники, внедренные в преступные формирования, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность;
  • специальные подразделения;
  • негласные сотрудники;
  • иные граждане, содействующие в проведении оперативно-розыскных мероприятиях.

Объектом наблюдения являются лица, представляющие оперативный интерес. Но, здесь следует сделать некоторое уточнение. Объектами наблюдения могут быть и здания, сооружения, транспортные средства и т.п., но, все равно, в конечном счете, наблюдение за такими объектами ведется с целью выявить, установить лиц, связанных с ними и зафиксировать их действия по подготовке, совершению преступления или сокрытию его следов.

Цель наблюдения – получение и фиксация визуальной, слуховой и иной информации об объекте.

В тех случаях, когда данное мероприятие требует привлечения к наблюдению значительных сил и средств, финансовых затрат, порядок его выполнения предусматривает санкцию руководителя органа, уполномоченного осуществлять оперативно-розыскную деятельность. В документах указываются наличие законных оснований для проведения наблюдения, расчет привлекаемых сил и средств, в том числе сумма предполагаемых затрат. Результаты наблюдения оформляются документом сотрудника оперативного подразделения или объяснениями участников наблюдения, с приложением физических носителей информации.

В практике оперативных подразделений достаточно часто приходится устанавливать лиц, подготавливающих, совершающих, совершивших преступление, а также находящихся в розыске по каким либо признакам, приметам. Такое оперативно-розыскное мероприятие называется отождествление личности (предметов и иных объектов), т.е. идентификация лица по признакам его внешности, голосу, запаху, поведению, следам, а равно идентификация предмета или иного объекта по внешним признакам, свойствам или следам.

При его проведении необходимо учитывать следующее:

  • Во-первых, отожествление может проводиться непосредственно, т.е. воспринимая объект зрительно или с помощью слуха. При этом не исключается опознание на основе одних только осязательных или слуховых впечатлений, например, если в роли опознающего выступал слепой. Допускается также отождествление личности и с использованием служебно-розыскной собаки (порядок применения служебно-розыскных собак предусмотрен и определяется ведомственными нормативными актами).
  • Во-вторых, отождествление личности может проводиться и опосредованно, т.е. путем использования оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учетов, а также экспертно-криминалистических коллекций и картотек правоохранительных органов.
  • В-третьих, при отождествлении личности запрещается: оказывать противоправное воздействие на участников мероприятия и искусственно создавать условия, вследствие которых может быть допущена ошибка; допускать действия, исключающие в дальнейшем процессуальное оформление опознания; привлекать к мероприятию граждан, физическое и психическое состояние которых заведомо ставят под сомнение его результаты.

Субъекты отождествления личности:

  • Сотрудники оперативного подразделения.
  • Лица, оказывающие содействие оперативным подразделениям.
  • Потерпевшие, иные граждане, имеющие возможность опознать конкретное лицо.
  • Специалисты.

Объекты отождествления личности – это лица, обоснованно подозреваемые в подготовке, совершении преступления либо находящиеся в розыске, а так же лица обладающие признаками внешности (приметами) лиц, представляющих интерес. Цель отождествления личности – установление лиц, причастных к подготовке и совершению преступлений либо находящихся в розыске по совпадающим отличительным признакам, по которым оно может быть узнано. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств – получение сведений путем обследования жилых, служебных помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств, а также находящихся в них (на их территории) предметов и иных объектов.

При проведении обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств необходимо учитывать следующие особенности:

  • Сотрудник оперативного подразделения самостоятельно организует, определяет формы и методы, а также наличие законных оснований для проведения данного оперативно-розыскного мероприятия. В зависимости от решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности он принимает соответствующее решение. Исключением является негласное обследование жилища.
  • Жилище – это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристическая база, больница, другое подобное помещение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно, к жилищам не относятся, а являются местом пребывания.
  • Гласное обследование жилища может проводиться только с согласия присутствующих при этом проживающих в нем совершеннолетних дееспособных лиц, а негласное – с проникновением в жилище без ведома (против воли) проживающих в нем лиц проводится только на основании соответствующего судебного решения (в этой части оперативно-розыскное мероприятие относится к группе мероприятий, при осуществлении которых ограничиваются конституционные права граждан).
  • Для проведения обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств могут привлекаться лица, оказывающие содействие, а также специалисты, чьи познания необходимы для успешного проведения данного мероприятия.

В ходе обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств достигаются следующие цели:

  • сбор для исследования образцов, предметов, веществ, документов;
  • производство фотографирования, копирования и иная фиксация событий, фактов, предметов и документов, как перспективных доказательств;
  • осуществление негласной обработки (пометка) объектов;
  • установление химических ловушек и создание других условий для следообразования;
  • создание условий для успешного проведения иных оперативно-розыскных мероприятий и действий для раскрытия преступлений, выявления и задержания преступников, лиц скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, обнаружения без вести пропавших граждан, заложников и т.п.

Результаты обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств оформляются соответствующими оперативно-служебными документами. При проведении гласного обследования с участием других лиц и специалистов – актом обследования, который по своей форме и содержанию в максимально допустимых пределах должен соответствовать требованиям, предъявляемым к составлению протокола осмотра места происшествия или актом.

В случаях использования при оперативном осмотре видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, иных видов фиксации событий, фактов и предметов, в том числе с применением химических веществ, а также изъятия обнаруженных следов пальцев рук и т.п., эти сведения отражаются в виде приложения к вышеуказанным документам или отдельными документами (справками, актами и т.п.), которые могут быть в последующем представлены в следственные и судебные органы для проверки, оценки и признания в качестве доказательств по уголовным делам. Такие документы, как правило, не должны содержать сведений, составляющих государственную тайну. Контролируемая поставка – установление негласного контроля за перевозкой, пересылкой, передачей или иным перемещением предметов, веществ, документов и иных объектов.

Особенности контролируемой поставки:

  • контролируемая поставка может проводиться на территории Российской Федерации (внутренняя контролируемая поставка); ее разновидностью является транзитная контролируемая поставка, осуществляемая на основании запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, представленных в соответствии с международными договорами (соглашениями);
  • контролируемая поставка может проводиться и на территории иностранных государств в установленном международными соглашениями и договорами порядке (внешняя контролируемая поставка).

Субъектами контролируемой поставки следует считать только оперативных работников. Лица, принимающие участие, ни к предметам, ни к их перемещению никакого отношения, как правило, не имеют. Их роль сводится к слежению за перемещением предметов контролируемой поставки.

При осуществлении контролируемой поставки следует различать четыре группы объектов:

  • лица, которым принадлежат перемещаемые предметы;
  • лица, в адрес которых перемещаются предметы;
  • лица, непосредственно перемещающие предметы и которым известен противоправный характер такого перемещения;
  • лица, принимающие участие в перемещении, но не осведомленные ни о предметах, ни о цели, т.е. им неизвестна противоправность такого перемещения.

Следовательно, задача оперативного работника при документировании таких действий проверяемых, разрабатываемых – определить роль каждого. Предметами контролируемой поставки, как правило, служат материальные ценности, изготовленные в целях совершения преступлений, а также предметы, вещества, изделия и продукция, свободная реализация которых запрещена, либо оборот которых ограничен: оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, валютные ценности, наркотические средства, сильнодействующие и ядовитые вещества, специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, и др.

Цели контролируемой поставки:

  • выявление преступлений путем слежения за перемещением материальных предметов, представляющих оперативный интерес, в том числе предметов, веществ, изделий и продукции, свободная реализация которых запрещена, либо оборот которых ограничен;
  • установление лиц, причастных к преступлениям;
  • документирование действий проверяемых, разрабатываемых (для этого оперативно-розыскного мероприятия характерны все три направления: выявление потенциальных свидетелей; предметов, документов как доказательств; фиксация действий проверяемых, разрабатываемых при сбыте, перемещении, получении предметов, представляющих оперативный интерес).

Основанием проведения контролируемой поставки предметов, веществ, изделий и продукции, свободная реализация которых запрещена, либо оборот которых ограничен, служит разрешение руководителя органа уполномоченного на осуществление ОРД. Результаты контролируемой поставки оформляются необходимыми документами в зависимости от поставленных и достигнутых целей и задач, а также участников проведения данного оперативно-розыскного мероприятия. Оперативное внедрение – негласный ввод должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и лиц, оказывающих им содействие, в организованные группы, преступные сообщества (преступные организации), в окружение отдельных лиц, на предприятия, в учреждения и организации.

Субъекты оперативного внедрения:

  • сотрудники оперативных подразделений;
  • лица, оказывающие содействие оперативным подразделениям.

Подбор кандидата для оперативного внедрения проводится с учетом его личных, деловых, профессиональных качеств и специальных знаний, способностей и возможностей. Оперативное внедрение осуществляется с согласия кандидата.

Объекты оперативного внедрения:

  • организованные преступные группы;
  • отдельные лица, подготавливающие, совершающие или совершившие преступления;
  • пораженные преступностью и коррупцией предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица независимо от форм собственности;
  • жилые массивы со сложной криминогенной обстановкой.

Цель оперативного внедрения – это проникновение в преступную среду, ее изучение «изнутри» и таким путем решение оперативно-розыскных задач. В ходе подготовки и осуществления оперативного внедрения в зависимости от его вида и сложности инициатором создаются условия для внедрения, осуществляются иные организационно-подготовительные мероприятия, готовятся на рассмотрение и утверждение руководителем, уполномоченным на осуществление оперативно-розыскной деятельности необходимые документы. Результаты оперативного внедрения оформляет сотрудник оперативного подразделения.

Оперативный эксперимент – создание и контроль условий, необходимых для документирования подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления.

Необходимо отметить, что в процессе проведения оперативного эксперимента создаются такие условия и объекты для преступных посягательств, при соприкосновении с которыми, лицо, подозреваемое в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, находится перед добровольным выбором совершения тех или иных действий. При этом должны использовать методы пассивного наблюдения либо ненавязчивого предложения или выражения сомнения и уточнения характера совершаемых действий, например, размера незаконного вознаграждения, при выявлении взяточников и т.п.

При этом следует учитывать, что совершение провокационных действий, направленных на принуждение в любых формах лица или лиц совершить преступление, категорически запрещается и влечет за собой нарушение законности. Оперативный эксперимент может проводиться не только в отношении лиц, обоснованно подозреваемые в подготовке или совершении тяжких и особо тяжких преступлений, но и в момент совершения противоправных действий. Цель оперативного эксперимента установить лиц, причастных к совершенным тяжким и особо тяжким преступлениям и выявить преступные намерения лиц, подготавливающих, совершающих преступление.

Документальное оформление оперативного эксперимента утверждается руководителем органа, уполномоченным на осуществление оперативно-розыскной деятельности. В случае выявления преступлений или лиц к ним причастных, документальное оформление осуществляется актами, которые по своей форме и содержанию должны соответствовать требованиям, предъявляемым к составлению протокола следственного эксперимента, без указания в нем сведений, составляющих государственную тайну. К документам, в которых отражаются результаты оперативного эксперимента, могут быть приобщены физические носители информации, полученные в результате использования специальных технических и иных средств.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)