Особый порядок и пределы сбора данных в отношении изучаемых лиц

Под сбором данных, необходимых для принятия того или иного решения в отношении изучаемого лица, понимается получение органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность фактической информации путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий, достаточных для положительного или отрицательного вывода по существу вопроса. Такой сбор возможен посредством проведения ОРМ, перечень которых приведен в ст. 6 ФЗ об ОРД. Кроме того, необходимые данные в отношении изучаемых лиц могут быть получены от лиц, оказывающих конфиденциальное содействие. В отношении лиц, чья деятельность непосредственно связана или может быть связана с совершением преступления, а также лиц, чья деятельность непосредственно не связана с совершением преступления, но он может располагать информацией о противоправных деяниях конкретного лица, возможно проведение всех без исключения ОРМ.

В отношении же лиц, чья деятельность не связана с совершением преступления, а оперативный интерес вызван необходимостью реализации режимно-административных мер, согласно ч. 2 ст. 7 Федерального Закона об ОРД, запрещается проведение отдельных ОРМ, в частности ограничивающих конституционные права и свободы.

Данные в ходе оперативно-проверочной работы органы, осуществляющие ОРД, вправе собирать исключительно в пределах своих полномочий. Как правило, сбор данных в ходе оперативно-проверочной работы носит дискретный характер, т.е. его начало связано с поступлением в оперативный аппарат запроса от государственного органа, должностного лица и пр. о необходимости проверки конкретного человека в связи с его допуском к какому-либо виду деятельности. Рассмотрим каждое из оснований в отдельности:

Сбор данных, необходимых для принятия решения о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну. В соответствии с Законом о государственной тайне допуск к государственной тайне – это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а юридических лиц – на проведение работ с использованием работ таких сведений.

Интересно
Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает принятие должностным лицом или гражданином обязательств по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну, а также дачу письменного согласия на частичные, временные ограничения их прав и на проведение в отношении них проверочных мероприятий.

Объем проверочных мероприятий, проводимых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо.

Целью их проведения является установление оснований, препятствующих допуску лица к работе со сведениями, составляющими государственную тайну:

  • признание судом лица, претендующего на допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, недееспособным, ограниченно дееспособным, нахождение его под следствием или судом за государственные и иные тяжкие преступления, наличие неснятой судимости за эти преступления;
  • наличие медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • постоянное проживание этого лица и (или) близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
  • выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ;
  • уклонение от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.

Сбор данных, необходимых для принятия решения о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни или здоровья людей, а также для окружающей среды. Объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья людей, а также для окружающей среды, могут быть юридические лица (государственные или частные), связанные с обращением с ядерными материалами или ядерными установками, оборотом химических и бактериологических веществ или их отходов.

Сбор данных, необходимых для принятия решения о допуске к участию в ОРД или о допуске к материалам, полученным в результате ее осуществления. Под результатами ОРД понимается информационный и (или) материальный продукт, полученный органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность в итоге конкретных оперативно-розыскных мероприятий или операций. Силы, средства, методы и тактика проведения таких оперативно-розыскных мероприятий, операций, действий, сведения о лицах, участвующие в их проведении, составляют государственную тайну.

Сбор данных, необходимых для принятия решения об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении ОРМ. Лицо, привлекаемое к участию (подготовке или проведению) в оперативно-розыскных мероприятиях, – это любой дееспособный человек, предоставляющий информацию органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность или иным образом участвующий в решении конкретных задач ОРД и в связи с этим наделенный соответствующими полномочиями в области оперативно-розыскной деятельности и подлежащий социальной и правовой защите, а также несущий ответственность в случае нарушения взятых обязательств.

Сбор данных, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на частную детективную и охранную деятельность. В соответствии с законодательством частная детективная и охранная деятельность в РФ является лицензионной. Выдача лицензий производится соответствующими подразделениями органов внутренних дел. Но это не означает, что сбор данных, необходимых для принятия решения о выдаче лицензии, производят только оперативные подразделения ОВД.

Сбор сведений проводится в целях возможного обнаружения оснований, препятствующих выдаче лицензии:

  • недостижение лицом 21 года;
  • наличие психического заболевания, алкоголизма или наркомании;
  • наличие судимости за совершение умышленного преступления; – предъявление обвинения в совершении преступления (до
    разрешения вопроса о виновности лица в установленном законом порядке);
  • увольнение с государственной службы из судебных и правоохранительных органов по компрометирующим основаниям;
  • служба в правоохранительных органах, связанная с осуществлением контроля за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня увольнения не прошел год.

В приведенных выше положениях по поводу проведения режимно-административной проверки граждан, согласно ч. 7 ст. 8 ФЗ об ОРД, запрещается проводить ряд оперативно-розыскных мероприятий:

  • обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, если оно связано с негласным проникновением в жилище гражданина;
  • контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
  • прослушивание телефонных переговоров;
  • снятие информации с технических каналов связи;
  • получение компьютерной информации.

Это связано с тем, что проведение указанных оперативно-розыскных мероприятий связано с ограничением конституционных прав человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также права на неприкосновенность жилища.

Проведение указанных ОРМ допускается только на основании судебного решения и при наличии информации:

  • о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;
  • о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;
  • о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

Иным образом обстоит положение дел со сбором данных, необходимых для принятия решения по обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В данном случае законодатель не предусматривает особых ограничений относительно круга оперативно-розыскных мероприятий. Любое ОРМ, закрепленное в ФЗ об ОРД, может быть проведено для сбора необходимых сведений. Под обеспечением безопасности органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, понимается организация и реализация системы мер различного характера с целью нейтрализации или локализации потенциальных или реальных угроз нормальному функционированию органа.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)