Периодизация развития человека

Различные возрастные классификации могут быть разделены на две группы:

  • частные классификации, посвященные отдельным отрезкам жизни, чаще детским и школьным годам;
  • общие классификации, охватывающие весь жизненный путь человека.

К частным относят классификацию интеллекта Ж. Пиаже, который выделяет 2 основных периода становления с момента рождения и до 15-летнего возраста:

  1. Период сенсомоторного интеллекта (от 0 до 2 лет).
  2. Период организации конкретных операций (от 3 до 15 лет). В этом подпериоде он различает стадии:
  • 8—11 лет – конкретные операции;
  • 12–15 – период формальных операций, когда подросток может успешно действовать в отношении не только реально окружающей его действительности, но и в отношении мира абстрактных (словесных) предположений.

В классификации Д. Б. Эльконина, относящейся к первой группе, рассматриваются три периода жизни:

  • раннее детство;
  • детство;
  • подростковый возраст.

Также Д.Б. Эльконин выделил ряд сменяющихся видов деятельности: непосредственно эмоциональное общение (младенчество), предметно-манипулятивная деятельность (раннее детство), ролевая игра (дошкольный возраст), учебная деятельность (младший школьный возраст), интимно-личностное общение (младший подростковый возраст), учебно-профессиональная деятельность (старший подростковый возраст).

Общая классификация Д. Биррена включает фазы жизни от младенчества до старости. Согласно этой классификации юность – 12–17 лет; ранняя зрелость – 18–25 лет; зрелость – 51–75 лет; старость – от 76 лет.

Э. Эриксонописал 8 стадий жизни человека (от рождения до старости), основанных на развитии человеческого «я» на протяжении всей жизни, на изменении личности по отношению к социальному окружению и к себе.

Эти стадии включают как позитивные, так и отрицательные моменты:

  • первые 12 месяцев жизни – начальная стадия, характеризующаяся доверием и недоверием;
  • 2—3-й годы жизни – вторая стадия, характеризующаяся самостоятельностью в сочетании с нерешительностью;
  • 4—5-й годы жизни – третья стадия, отличающаяся появлением предприимчивости и чувства вины;
  • 6—11-й годы жизни – четвертая стадия, где появляется ощущение неполноценности и формируются умения;
  • 12—18-й годы жизни ребенок начинает осознавать себя как личность, путая социальные роли;
  • начало зрелого возраста. Эта стадия отличается ощущениями близости с другими и одиночества;
  • зрелый возраст – человек поглощен собой и социумом;
  • пожилой возраст – человек сформировывается как цельная личность, но появляется чувство безнадежности.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)