Предмет, задачи и специфика военно-патриотического воспитания

В ряде педагогических исследований называются следующие виды патриотического воспитания: патриотическое, военнопатриотическое и гражданско-патриотическое. Каждый вид воспитания должен обогащаться характеристикой типовых мероприятий. Анализ этих мероприятий показал, что традиционные месячники защитника Отечества, празднование Дня Победы во второй мировой войне и так далее, недостаточно эффективны для патриотического воспитания граждан России.

Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Военно-патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Цель военно-патриотического воспитания – развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к военной, государственной службе, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирового и военного времени.

Задачи военно-патриотического воспитания учащихся:

  • Участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи.
  • Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству, и его вооружённой защите.
  • Изучение истории и культуры Отечества и родного края.
  • Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековеченью памяти защитников Отечества.
  • Передача и развитие лучших традиций российского воинства.
  • Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодёжной среде.
  • Физическое развитие учащихся, формирование здорового образа жизни.
  • Участие в подготовке учащихся к военной службе.

Каким должен быть выпускник школы, будущий защитник Отечества? Это должен быть высокообразованный, физически развитый молодой человек, обладающий высокими моральными принципами. На это нацеливает нас национальная доктрина образования в РФ, утверждённая федеральным законом, которая является основополагающим государственным документом.

Интересно
Она определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 г. Наши задачи по подготовке молодёжи к службе в армии и военнопатриотическому воспитанию чётко определены в законе РФ «О воинской обязанности и военной службе» в редакции 1998 г.

В марте 1998 г. была принята новая редакция Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», которая вводит в стране обязательную и добровольную систему подготовки молодёжи к военной службе, военно-патриотическое воспитание, а также лечебно-оздоровительную работу, без чего невозможно воспитание здорового поколения России.

Дадим характеристику основных ценностей и качеств, формируемых у учащихся в процессе военно-патриотического воспитания. Сначала ответим на вопрос: «Что же делает армию победоносной силой?» Военную силу отражают материальных ценно-стей: оружия, военной техники и т. д. Это всегда самое совершенное и дорогое, что создано человеческим трудом и талантом, но все оружие и военная техника – ничто без духовных и нравственных ценностей: моральная ответственность, верности военной присяге, воинской чести, долгу и т. д.

Моральная ответственность. Кратко суть моральной ответственности выражается словами «Не навреди!». Моральная ответственность – интегративное нравственное качество личности, личностная форма морального отношения и способ проявления связей личности в системе общественных отношений. Верность военной присяге. Это торжественное обязательство всецело посвятить себя делу служения Отечеству, быть готовым принести в жертву здоровье и даже жизнь.

Присяга является важнейшей духовной ценностью для военнослужащих, так как одухотворяет все остальные духовные ценности: воинскую честь, доблесть и т. д. Воинская честь. Это вторая по значимости после верности военной присяге и полностью зависимая от нее духовная ценность. Воинская честь характеризуется стойкостью в бою, недопущением отступления без приказа и сдачи в плен, защитой знамени до последней капли крови, гуманным обращением с пленными и гражданским населением, личным примером офицеров в бою.

Воинская честь – это внешние общественные требования к успешности военной деятельности. Честь – не почет, а признание общественных заслуг личности, право человека на уважение государством и обществом за свою военную деятельность, за соблюдение верности военной присяге. Воинская честь основывается на внутреннем достоинстве личности воина независимо от служебных заслуг, возраста, происхождения и т. д. Основу воинской чести создает общечеловеческое качество – личное достоинство человека. Честь – это внутренняя готовность к успешной военной деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)