Профессиональный поступок
Целостность деятельности человека проявляется не просто в достижении цели или решении задачи, а прежде всего в поступке, реализующем его исходные жизненные смыслы (Г. С. Батищев). Именно поэтому некоторые исследователи считают поступок исходным пунктом инвариантной структуры деятельности.
Поступок рассматривается в праксеологическом контексте как важный компонент профессионального поведения. Он соединяет в себе осмыслениеситуации, принятиерешения исобственно действия. Педагогический поступок несет в себе педагогический потенциал, т. е. способен преобразовать человека.
Чтобы поступок состоялся, педагогу необходимо:
- осознать специфику и природу модели своего профессиональ- ного поведения;
- осознать систему требований к поведению, заданных ему извне;
- осознать наличие и содержание противоречия между принятой им моделью поведения в профессии и предъявляемой системой требований;
- соотнести обнаруженные противоречии с системой своих ценностных ориентации;
- выработать программу поведения по разрешению, преодолению и смягчению этих противоречий;
- совершить волевое усилие и предпринять необходимые действия по реализации принятого решения;
- принять на себя ответственность за совершенные действия.
Поскольку профессиональный поступок имеет ценностные основания, он становится намеренной или вынужденной демонстрацией своей профессиональной (личностной) позиции ученикам и коллегам. В данном случае внутренняя и внешняя активность проявляется в тех формах, к которым педагог оказывается готов. Именно потому в поступке обнаруживается масштаб его личности и ее потенциал влияния на окружающих людей и ситуацию.
Некоторые поступки педагогов носят ритуальный характер, т. е. являются ответом на социальные ожидания. К поступкам подобного рода можно отнести яркие программные выступления на педагогических советах, участие в творческих и трудовых акциях вместе с детьми, публичное выражение несогласия с мнением начальства и др.
Тот или иной поступок может быть вызван спонтанной реакцией на нештатные педагогические ситуации. Множество описаний таких поступков мы найдем в работах любого известного педагога. Поступок может остаться сугубо личным делом человека. Например, такое педагогическое явление, как «поступок по секрету», описанный А.С.Макаренко.
Но есть движения педагогической души, о которых память сохраняется в веках. Так, в истории человечества запечатлелись удивительные по своему героизму поступки Сократа и Я.Корчака, оставившие неизгладимый след в сердцах многих последующих поколений.
Из серии поступков складывается впечатление о педагогической позиции, характере и стиле профессионального поведения, т.е. о том, что выделяет профессионала из общей массы коллег, формируя целостное представление о нем как об индивидуальности.
- Формирование опыта продуктивной деятельности
- О развитии праксеологической продуктивности педагога
- Профессиональная культура и педагогическое мастерство
- Профессионально-педагогическая компетентность
- Квалификация и компетентность педагога
- Праксеологическая коррекция педагогической деятельности
- Праксеологические ошибки педагога
- Проблема выбора в профессиональной деятельности педагога
- Стиль профессионально-педагогической деятельности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу