Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью

Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью: понятие, порядок и формы осуществления.  Если обратиться к этимологии слова «надзор», то в словаре русского языка «надзирать» – значит наблюдать с целью присмотра, в словаре юридических терминов под надзором понимается одна из форм деятельности государственных органов по обеспечению законности.

Прокурорский надзор – это специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнение законов, действующих на ее территории.

С учетом важности решаемых оперативными службами задач, специфики их деятельности она требует постоянного прокурорского надзора. В связи с этим принятый в 1992 г. Закон о прокуратуре в числе других направлений деятельности органов прокуратуры назвал осуществление надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД. В настоящее время правовую основу прокурорского надзора за ОРД составляют УПК РФ, Федеральный закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г., Закон «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 г., Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности», иные ведомственные нормативно-правовые акты.

Таким образом, прокурорский надзор за ОРД – это осуществляемая от имени государства деятельность прокуратуры, призванная обеспечить верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства при осуществлении оперативно-розыскными органами и их должностными лицами ОРД путем выявления и своевременного устранения любых нарушений закона и привлечения к ответственности виновных.

Статья 21 Федерального закона РФ «Об ОРД» предусматривает, что надзор за исполнением законов РФ органами, осуществляющими ОРД, осуществляют Генеральный прокурор и уполномоченные им прокуроры.

Осуществляя правозащитную функцию, прокурор обязан принять меры к обеспечению того, чтобы ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни одно виновное лицо не избежало установленной законом ответственности. Этим обеспечивается неотвратимость наказания за совершенное преступление. Прокурор обязан следить, чтобы нормы закона, регулирующие ОРД, дознание и предварительное следствие никем не нарушались, а при обнаружении нарушений – немедленно принимать меры к устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений законов.

Эти задачи прокурорского надзора в сфере ОРД тесно связаны с его предметом. В соответствии со ст. 29 Закона о прокуратуре предметом надзора на этом направлении деятельности является соблюдение прав и свобод человека и гражданина; соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнение ОРМ; законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.

При осуществлении надзора особое внимание прокуроры обращают на соблюдение гарантированных Конституцией и другими законами прав и свобод граждан, а также на соблюдение обстоятельств, предусматривающих исключительные случаи, оговоренные в этих законах, основания и процедуры ограничения прав и свобод человека и гражданина. Так, ст. 8 ФЗ об ОРД при наличии соответствующего судебного решения предусматривает при проведении ОРМ возможность ограничения провозглашенных в ст. 23 Конституции РФ права каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. При этом в предмет прокурорского надзора не входит решение судьи об удовлетворении ходатайства органа, осуществляющего ОРД, об ограничении вышеуказанных прав.

Значительный объем в работе прокуратуры по надзору занимает проверка установленного порядка выполнения ОРМ, в ходе которой уполномоченные прокуроры обращают внимание на следующее:

  • на законность и обоснованность решений о производстве или прекращении ОРМ, а также использования результатов ОРД;
  • на обязательность регистрации и заведения дел оперативного учета, законность постановки и снятия с оперативного учета лиц, в отношении которых проводится ОРМ;
  • на соответствие ОРМ целям и задачам ОРД, а также недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;
  • на наличие полномочий у лиц, осуществляющих ОРД;
  • на возможность осуществления только тех ОРМ, перечень которых определен Федеральным законом;
  • на наличие оснований для проведения ОРМ, в т.ч. на проведение которых разрешение дано судом;
  • на соблюдение условий и порядка проведения ОРМ;
  • на своевременность уведомления судей органами, осуществляющими ОРД, о проведении без разрешения судьи в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства, ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также права на неприкосновенность жилища;
  • на законность привлечения граждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе и соблюдение принципа добровольного согласия с органами, осуществляющими ОРД.

При осуществлении прокурорского надзора необходимо иметь в виду, что сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, представляется уполномоченному прокурору только с письменного согласия этих лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

В целях обеспечения конспирации указанных выше лиц запрещается представлять без их предварительного письменного согласия любые сведения об их личности, включая информацию, которая может привести к их расшифровке, в том числе и поступившие от них рукописные сообщения. Если рукописная информация этих лиц послужила основанием для принятия решения при проведении этого мероприятия, уполномоченному прокурору предоставляется выписка из сообщения, заверенная подписью руководителя, уполномоченного на осуществление ОРД.

В случаях, требующих привлечения этих лиц к уголовной ответственности за совершенное в процессе ОРД уголовно наказуемых деяний или возбуждении ходатайства об освобождении их от уголовной ответственности и наказания, вышеуказанные сведения и рукописная информация, имеющие доказательственное значение, могут быть представлены надзирающему прокурору или изъяты им в установленном уголовно-процессуальным законодательством порядке. При этом согласие тех лиц не требуется.

Для осуществления надзора за исполнением законов в сфере ОРД прокурор наделяется соответствующими полномочиями. Прокурор осуществляет свою деятельность строго в рамках этих полномочий. При этом осуществление надзора в сфере ОРД прокурор может использовать полномочия определенные не только в п. 3 ч. 1 ст. 7 и ст. 21 ФЗ об ОРД, но и полномочия, предусмотренные Законом о прокуратуре и другими законами и подзаконными нормативно-правовыми актами, исходя из специфики этой деятельности.

Поводы для проведения прокурором проверки исполнения ФЗ «Об ОРД»:

  • обращения граждан, юридических и должностных лиц;
  • результаты изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или поступление информации о ненадлежащем реагировании на поручение следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определение суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также ненадлежащее исполнение требований и поручений уполномоченного прокурора;
  • имеющийся план прокурорских проверок, а также указание вышестоящего прокурора;
  • другие случаи, с учетом состояния законности в этой сфере правоохранительной деятельности и отсутствия положительных результатов по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.

Уполномоченный прокурор в ходе проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, имеет не только права, но и обязанности:

  • знакомиться с подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении ОРМ с использованием оперативно-технических средств, учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРМ, а также иные оперативно-служебные документы, необходимые для осуществления надзора за исполнением ФЗ об ОРД (в случае незаконного отказа руководителей органов, осуществляющих ОРД, в представлении документов в зависимости от обстоятельств уполномоченный прокурор имеет право рассматривать его как невыполнение его законных требований или воспрепятствование его законной деятельности;
  • в этих случаях прокурор при наличии оснований может принимать меры для привлечения виновных должностных лиц в установленном законом порядке к ответственности, в том числе к уголовной);
  • требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих ОРД и допустивших при этом нарушения закона;
  • давать письменные указания об осуществлении тех или иных ОРМ либо требовать их прекращение;
  • опротестовывать незаконные и необоснованные постановления руководителей органов, осуществляющих ОРД, в том числе и о передаче результатов ОРД следователю (органу дознания, в суд);
  • отменять незаконные и необоснованные постановления следователя (органа дознания) о возбуждении уголовного дела, вынесенные в порядке реализации результатов ОРД;
  • опротестовать противоречащие закону ведомственные правовые акты руководителей органов, осуществляющих ОРД;
  • вносить представление об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД;
  • требовать от руководителей органов, осуществляющих ОРД, отстранения подчиненных им оперативных работников от дальнейшего ведения оперативных проверок в случае нарушения ими закона;
  • при обнаружении признаков преступления проводить проверку в соответствии с требованиями УПК РФ;
  • направлять в суд жалобы, проверка которых относится к исключительной компетенции судей.

По результатам выявленных нарушений законодательства об ОРД прокурор использует следующие меры реагирования: представление, постановление (например, о возбуждении уголовного дела, об отмене постановления о передаче результатов ОРД органу дознания, следовательно, в суд и др.), протест, письменное указание. Указания прокурора, осуществляющего надзор за оперативно-розыскной деятельностью, направленные на обеспечение законности в рассматриваемой сфере правоохранительной деятельности, обязательны для исполнения должностными лицами оперативных аппаратов. Неисполнение законных указаний прокурора влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

При наличии достаточных данных, свидетельствующих о нарушениях или недостатках при проведении оперативно-розыскных мероприятий по указанным поручениям либо определениям, прокурор, помимо актов прокурорского реагирования, направляет также руководителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, требования и поручения в целях обеспечения эффективного осуществления уголовного преследования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)