Роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии государства
Малый бизнес − экономическая деятельность, подразумевающая функционирование небольшой организации любой формы собственности с ограниченным числом работников. В России в нормативно-правовом поле для обозначения таких предприятий используется категория «субъекты малого и среднего предпринимательства».
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в
установленном законом порядке. Тем самым государство четко закрепляет легальный характер предпринимательства и отделяет его от других возможностей извлечения дохода гражданами, не регламентированных законодательно. В то же время во всем мире при обозначении малого предпринимательства широко известно словосочетание small business (с англ. «малый бизнес»), которое применяется, в том числе в официальных статистических данных.
В исследовании Института экономики роста им. П.А. Столыпина 2018 года «Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и мир» приводится сравнение соотношения доли малых и крупных предприятий в ВВП некоторых стран (см. рис. 6).
Как можно заметить, показатели развития малого бизнеса в нашей стране пока не достигают среднемировых значений. Для исправления этой ситуации в 2018 году был принят Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который предусматривает рост вклада этого сектора в экономику до 32,5% к 2024 году.
Малое предпринимательство – гибкая и динамичная форма экономической деятельности, которая имеет свои преимущества. Прежде всего, она сравнительно легко адаптируется к конъюнктурным колебаниям, поскольку ориентируется на потребности региональных рынков, на объемы и структуру местного спроса.
Малый бизнес также отличают:
- значительная свобода действий предпринимателя в реализации своих творческих идей, способностей;
- оперативность в принятии и выполнении решений;
- относительно невысокие расходы деятельности;
- способность быстро освоить выпуск уникального продукта;
- высокий уровень личной мотивации собственников и др.
В России деятельность малого предпринимательства регулируется Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В нем говорится, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, соответствующие ряду условий (см. табл. 24).
Примечательно, что критерий численности сотрудников является самым популярным при отнесении предприятий к малым в разных странах, однако он варьируется: от 15 в Австралии или 50 в Европейском союзе до 500 в США. При этом бизнес определяется как «малый» с точки зрения возможности обращаться за государственной поддержкой и иметь право на льготы по налогообложению.
С учетом того, что численность трудоспособного населения России составляет 82,2 млн человек, можно просчитать, что на малых предприятиях трудоустроено 7,5% этого количества (без учета средних и микропредприятий). На основе данных о численности занятых в малом бизнесе за рубежом, эксперты делают вывод о том, что потенциал этого сегмента в нашей стране очень велик (см. рис. 7).
Предоставление значительного числа рабочих мест способствует снижению уровня безработицы в стране, повышает уровень занятости. Работа на себя создает особый слой населения, относящегося к среднему классу, которым не хочется терять свое предприятие, и значит, заинтересованного в сохранении мира и политической стабильности в стране.
Важная роль малого бизнеса заключается еще и в том, что он насыщает рынок новыми товарами и услугами, следуя потребительскому спросу, тем самым способствуя общественному прогрессу.
Малое предпринимательство – неотъемлемый элемент конкурентного механизма, который обеспечивает здоровую
конкурентную среду, создавая атмосферу предпринимательства и экономического соревнования за лидерство в отрасли, подталкивая и средние, и крупные предприятия к совершенствованию деятельности.
В то же время, существенными слабыми сторонами малого бизнеса являются: более высокий уровень риска в сравнении с крупными организациями, трудности в получении заемных средств, высокая зависимость от спроса и конъюнктуры рынка и др.
Однако, степень остроты перечисленных проблем во многом зависит от отрасли, в которой осуществляет деятельность малое предприятие и от его типа
- Финансовое обеспечение как основная цель финансового менеджмента в малом бизнесе
- Финансовый контроль и анализ
- Типология малых предприятий
- Направления совершенствования финансового менеджмента в государственном секторе
- Элементы финансового менеджмента в государственном секторе
- Особенности финансового менеджмента в государственном секторе
- Сущность финансового менеджмента в государственном секторе
- Содержание понятия государственный сектор в современной экономике
- Темп устойчивого роста
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу