Роль народного художественного творчества в процессе социализации личности

Идею социально значимых и одобряемых целей коллектива детей А.С. Макаренко сформулировал в качествах коллектива: «…На нем лежит первая ответственность перед обществом, он несет перед собой первый долг перед всей страной, только через коллектив каждый его член входит в общество…

Достижение целей коллектива, общий труд, долг и честь коллектива не могут стать игрой случайных капризов отдельных людей. Коллектив – не толпа. Коллектив есть социальный организм, следовательно, он обладает органами управления и координирования, уполномоченными в первую очередь представлять интересы коллектива и общества».

Современный ребенок входит в окружающий мир, формируется и развивается как личность через разные по своим воспитательным возможностям, сложности структуры, длительности функционирования коллективы.

Следовательно, в социальной микросреде, как и в среде в целом, на личность ребенка влияет не один коллектив, а множество различных по своему назначению и характеру оказываемых ими на детей влияний: коллектив класса, отряда, кружка, спортивной секции; клуба по месту жительства и т.п.

Их воздействие на ребенка носит закономерно дифференцированный характер, что в свою очередь создает и определенную проблему интеграции их влияния на личность отдельного ребенка. По определению Л.И. Новиковой, отсутствие интеграции порождает бессистемность и противоречивость влияний на детей разнотипных коллективов, что не способствует решению проблем воспитания и развития подрастающей личности.

Современная концепция воспитательного коллектива рассматривает его как своеобразную модель общества, в которой отражаются форма его организации, отношения и атмосфера, которые ему присущи, система человеческих ценностей, принятых в нем. Детский коллектив выступает средством достижения стоящих перед обществом воспитательных задач, а для ребенка он является прежде всего средой его жизнедеятельности и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями.

В педагогической науке и практике общепризнанным является факт, что непосредственное влияние на личность ребенка оказывает первичный коллектив – такая группа детей, в которой они находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии. Первичные коллективы могут быть как постоянными, так и временными.

По характеру деятельности их можно разделить на три группы:

  • организованные на основе разнообразной деятельности (классы, отряды, бригады и т.п.);
  • организованные на основе какого-либо одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т.п.);
  • организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства.
Социализация – это сложный процесс взаимодействия ребенка со множеством факторов. Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптации, индивидуализации, персонализации.

Одновременно они являются диалектически взаимосвязанными этапами социализации, которые проходит человек на протяжении всей жизни, взаимодействуя с окружающей средой.

Целью социализации выступает личность ребенка, обладающая:

  • отзывчивостью, открытостью для совершенствования;
  • организаторскими способностями; направленностью на дело;
  • самодостаточностью и самостоятельностью;
  • общечеловеческими, общественно значимыми уникальными индивидуальными свойствами и качествами.

Социализация предполагает не только сознательное усвоение ребенком норм, ценностей, стереотипов, готовых форм и способов коллективной жизни, способов взаимодействия с членами коллектива, адаптацию к нему, но и формирование в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками собственного стиля жизни и субъективного социального опыта.

В процессе социализации ребенок усваивает как положительный, так и отрицательный опыт. В первом случае вероятность становления ребенка как субъекта развития более вероятна, во втором – отрицательный опыт (асоциальный, антисоциальный) превращает ребенка в жертву социализации, в управляемого объекта спонтанных и стихийных влияний. Ведущая идея воспитания в современном отечественном педагогическом знании гуманистична по своей сути – обеспечить развитие личности.

Развитие – это процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной сферах личности, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности.

Самость и социумность – это сфера личностного проявления, глубоко взаимосвязанные полюсы направленности личности на себя (жизнь в себе) и на общество (жизнь в обществе) и соответственно две стороны самосозидания.

Современная цель воспитания при ведущей идее – обеспечить развитие личности – интегрирует в себе прагматический и гуманистический опыт и большинством исследователей формулируется следующим образом: формирование личности нравственно и физически здоровой, готовой к самоопределению своего места в творческом преобразовании окружающего мира и саморазвитию.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)